Лучше не приближаться: разгул экстремизма пожирает ЦАР

Эксперты: проблема в коррупции правящей верхушки и тотальной бедности правительственной армии

В Центральноафриканской Республике не то что путешествовать, даже к границам приближаться опасно. Она не знала стабильности со времени обретения независимости в 1960 году. Возможная причина — территория. Страна находится как бы между двумя культурами — исламской и христианской. Плюс местные многочисленные коренные верования. Однако многие эксперты видят причину в другом: залежи алмазов, золота, урана. «МК» попытался разобраться, что в действительности происходит с оружейным миром в ЦАР и чего можно ожидать от вялотекущей гражданской войны в сердце Черного континента.

Эксперты: проблема в коррупции правящей верхушки и тотальной бедности правительственной армии
Африканскую страну раздирают вооруженные конфликты между противоборствующими группировками. Кадр из видео

тестовый баннер под заглавное изображение

Страну наводнили разношерстные группировки самой разной численности — от мелких мародерствующих отрядов в 5–10 человек до крупных вооруженных формирований вроде повстанческого альянса «Селека», военных отрядов UFDR и CPJP и вооруженных националистов CPSK. Все они бьются с разной интенсивностью с проправительственными войсками действующего президента Фостен-Арканж Туадера.

«Селека» — разношерстная мусульманская вооруженная коалиция, в рядах которой воюют не только местные жители, но и боевики из соседних Чада и Судана. После очередного переворота группировка надела униформу армии ЦАР, но это не сделало ее подконтрольной Мишелю Джотодия, провозгласившему себя временным президентом. «Селеке» противостоят христианские ополченцы.

Вот один из примеров подобных религиозных войн на африканский манер: 10 мая 2014-го вооруженные люди из «Селеки» захватили в центре республики деревню Диссику. Устроили облаву на жителей, загнали 13 человек в один из домов и подожгли. В отместку 23 июня того же года христианские боевики ополчения «Антибалака» напали на мусульманскую деревню у города Бамбари, где были убиты 17 человек.

Одной из движущих сил почти бесконечного вооруженного конфликта в ЦАР является французский контингент. Как известно, Центральноафриканская Республика — это бывшая французская колония. За пять лет экспедиционный корпус «африканских» французов с тысячи «штыков» вырос до двух тысяч. В апреле 2014-го с согласия ООН к ним присоединились сводная европейская группировка EUFOR в количестве 55 бойцов и только что собранные для миротворческой миссии в сердце Африки силы численностью в 12 тысяч человек, из них 10 тысяч — отборные войска. У европейцев и соседних с ЦАР стран свое оружие. Так, Франция располагает парком легкой бронетехники БРМ AMX-10RC, несколькими десятками колесных бронетранспортеров VAB и бронеавтомобилями В11, несколькими дивизионами тяжелых орудий и легких пушек, а также минометами, группировкой вертолетов армейской авиации. Встречаются танки серии АМХ-30 и даже давно устаревшие легкие машины с качающейся башней АМХ-13.

Как рассказал «МК» зам.директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев, как такового большого и централизованного рынка вооружений там нет.

— Там очень много «серого» оружия, — поясняет эксперт. — Существуют и так называемые взаимные поставки, когда противоборствующие стороны могут что-то продавать друг другу. Третьи страны тоже могут торговать оружием, но только через посредников. Но ничего крупнее пары-тройки легких броневиков с колесной формулой 4х4 или простеньких вертолетов туда никто не поставляет.

По словам Шварева, у проправительственных сил ЦАР есть небольшое количество французских броневиков, несколько вертолетов, тоже французских, легкое стрелковое вооружение и пулеметы. У повстанцев разной масти — сплошная сборная солянка. Однако, как обычно, в бой они идут с неизменной классикой — автоматом Калашникова или с пулеметом того же имени.

— Меня очень обеспокоило убийство наших журналистов в Африке, — говорит Шварев. — Потому что в тропической Африке тоже очень сильны экстремистские исламские движения типа ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация). С ними вооруженные силы правительства ЦАР даже с иностранной помощью не справляются.

Коррумпированность правящей верхушки — еще одна причина, по мнению эксперта, которая осложняет борьбу с экстремистами. Другая причина — тотальная беднота африканских правительств.

— На национальную оборону выделяется очень мало денег, — поясняет Владимир Шварев. — У них едва хватает денег, чтобы вместо палок солдатам раздать в руки хоть какое-то стрелковое оружие. Из-за этого и армии очень маленькие по численности. И это все приводит к разгулу экстремизма.

По мнению Шварева, убийство наших журналистов в центре Африканского континента на совести одной из радикальных группировок.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27747 от 3 августа 2018

Заголовок в газете: Экстремизм пожирает ЦАР

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру