Центральноафриканская Республика — страна площадью 620 000 кв. км с населением около 4,6 млн человек — известна широкой общественности главным образом «благодаря» самому известному ее правителю — президенту Жану-Беделю Бокассе, который в 1970-е под именем Бокассы I провозгласил себя центральноафриканским императором. Одним из главных его грехов называют каннибализм: будто бы на его вилле в холодильнике хранились человеческие тела. Впрочем, многие специалисты сомневаются, действительно ли Бокасса питался человечиной. Бытует мнение, что он просто не опровергал слухи о своем людоедстве, чтобы создать вокруг своей фигуры ореол всемогущества и неуязвимости.
В 1979 году французские десантники свергли Бокассу (сограждане было приговорили экс-императора к смертной казни, затем наказание несколько раз смягчалось, а в итоге бывший тиран мирно умер у себя на родине в 75-летнем возрасте), в стране была восстановлена республика, но стабильности достичь так и не удалось. Страну ждал ряд переворотов и путчей, что нелучшим образом сказывалось на социально-экономической ситуации в и без того одной из самых бедных стран не только на континенте, но и во всем мире. При этом ЦАР богата природными ресурсами: здесь есть золото, алмазы (при этом ежегодно до 30–50% добываемых драгкамней вывозится из страны нелегально), уран, на границе с Чадом есть и нефтяные месторождения…
А с 2013 года в стране появилась новая мощная сила — повстанческая группировка «Селека», представляющая главным образом интересы мусульман в преимущественно католической ЦАР. Ей противостоит ополчение «Антибалака», состоящее в основном из христиан и приверженцев местных культов. Противостояние приняло форму гражданской войны, приправленной к тому же межобщинной и межконфессиональной враждой. Потребовалось иностранное военное вмешательство, чтобы сбить остроту конфликта: в страну ввели французский контингент и силы Африканского Союза. С 2014 года в ЦАР действует насчитывающая около 10 тыс. военнослужащих Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в Центральноафриканской Республике (MINUSCA). Сообщается, что именно миротворцы из MINUSCA и обнаружили тела убитых россиян. При этом, по словам представителя миссии, российские журналисты не контактировали с MINUSCA: «Многие журналисты едут в ЦАР, но не связываются с MINUSCA, если только не планируют освещать деятельность миссии. В этом случае мы помогаем с доставкой в тот район, который им необходим»...
Когда в 2016 году главой государства был избран Фостен-Аршанж Туадера, казалось, что появился свет в конце тоннеля. Нынешний президент республики пришел к власти, имея в качестве главного пункта предвыборной программы обеспечение безопасности в стране, а также привлечение зарубежных инвестиций для восстановления экономики. Однако вскоре после его избрания насилие вспыхнуло вновь. По оценкам ООН, около 700 тыс жителей покинули места проживания, 570 тыс бежали из страны, а 2,5 млн граждан ЦАР нуждаются в гуманитарной помощи.
По данным западной печати, то власти контролируют лишь малую часть территории страны за пределами столичного города Банги, а до 80% земель, в том числе и с залежами алмазов и золота, удерживаются враждующими между собой вооруженными группировками мусульман или христиан (общее число таких группировок оценивается в полтора десятка). Теоретически погибшие в ЦАР россияне могли нарваться на кого-нибудь из таких «ополченцев», которые нередко мало чем отличаются от обычных бандитов или вымогателей дани на блокпостах.
Если верить Марслену Йойо, чиновнику из города Сибю, рядом с которым были убиты российские журналисты, силы безопасности предлагали россиянам не отправляться в путь, так как было уже темно: «Их похитили около десяти человек, все в тюрбанах и говорили только по-арабски». Между тем в ЦАР хотя и насчитывается 72 языка, основными являются французский и санго. С другой стороны, в стране насчитывается более 100 тысяч арабов-шоа (баггара), говорящих на одном из диалектов арабского языка. Нельзя полностью исключить и наличие боевиков, прибывших в ЦАР извне — например, из Судана, который кое-кто подозревает в поддержке местных повстанцев.
В условиях непрекращающегося конфликта, когда надежд на ооновских миротворцев мало, президент Туадера обратил свой взгляд в сторону России. А надо сказать, что традиционно ЦАР находилась в сфере влияния Парижа: как-никак до провозглашения независимости эта страна была французским владением, известным как Убанги-Шари. Французские военные активно вмешивались в различные турбулентные ситуации в ЦАР. Теперь же на Западе не без тревоги следят за усилением российского влияния в Центральной Африке. «Они все обеспокоены, но в действительности не знают что делать, — цитирует Thе Washington Post некоего работающего в ЦАР чиновника ООН. — Франция, США и ЕС… Они не ожидали, что вмешается Россия».
Правда, есть версия, что именно французский президент Макрон сориентировал руководство ЦАР обратиться к Москве с просьбой помочь снять эмбарго на поставку оружия правительственной армии. В итоге в Центральную Африку было направлено оружие, но уже не из Франции.
Интересно, что лидер движения «Селека», ставший в 2013–2014 гг. первым в истории ЦАР президентом-мусульманином (хотя католик Бокасса и принимал ради денег от Каддафи ислам, потом быстренько вернулся в лоно католической церкви), Мишель Джотодия лет десять жил в Советском Союзе (в Орле и Москве), где изучал экономическое планирование. Женившийся на советской гражданке политик свободно говорит по-русски. Так что на этом фоне выглядят не лишенными оснований слухи о переговорах, которые российская сторона вела с руководством группировки «Селека».
Поддерживаются очень интенсивные отношения и с нынешним руководством Центральноафриканской Республики. Прошлой осенью президент Туадера встречался в Сочи с главой МИД Лавровым, а в мае этого года у него состоялась встреча с Владимиром Путиным на Петербургском международном экономическом форуме (к слову, тогда Туадера напомнил, что, хотя он учился на своей родине, его преподавателями были россияне).
А в марте 2018 года на сайте российского внешнеполитического ведомства был опубликован любопытный комментарий о том, что, «откликаясь на соответствующую просьбу Президента ЦАР, российская сторона приняла решение об оказании Банги на безвозмездной основе военно-технической помощи. С согласия Комитета СБ ООН 2127 из наличия Министерства обороны России на нужды центральноафриканской армии в конце января — начале февраля с.г. поставлена партия стрелкового вооружения и боеприпасов. С ведома этого Комитета туда также командированы 5 военных и 170 российских гражданских инструкторов для подготовки военнослужащих ЦАР. Данная помощь оказывается в строгом соответствии с требованиями санкционного режима СБ ООН в отношении этой страны».
«Соглашение между Банги и Москвой предусматривает поставку ракетных установок, пулеметов, автоматов и пистолетов, так же, как обучение применению этих вооружений двух батальонов центральноафриканских вооруженных сил, т. е. 1300 человек, — пишет французское издание Le Monde. — Церемония, посвященная формированию первого контингента из 200 человек, прошла 31 марта в присутствии президента Туадера. Такова официальная история. Но сюрпризы прилагаются».
К «сюрпризам», вероятно, следует отнести появляющиеся в последние месяцы в западных медиа и на интернет-ресурсах сообщения о том, что в ЦАР действуют российские «солдаты удачи», которые, в частности, обучают местных военных, охраняют объекты добывающей отрасли, обеспечивают безопасность руководства республики (раньше, пишут СМИ, президента Туадеру охраняли руандийцы из «голубых касок», а теперь даже советник по безопасности у него из России) и т.д. Загадочных россиян будто бы видели также раздающими помощь в некоторых районах ЦАР. А по данным The Defense Post, в июне конвой вооруженных сил ЦАР, сопровождаемый 16 российскими инструкторами, при проезде через Бамбари, был атакован боевиками из группировки «Союз за мир в Центральноафриканской Республике» (UPC), ранее входившей в состав «Селеки». Согласно этим сведениям, два солдата правительственной армии и российский инструктор получили в результате нападения ранения. Миротворцы из Minusca после этого помогли устроить встречу между российской делегаций и лидером UPC Али Дарассой для получения гарантий свободного проезда конвоя до г. Бангасу.
Некоторое время назад Stratfor сообщал, что в Центральноафриканскую Республику могут быть направлены наемники из компании Вагнера. По информации Business Insider, речь может идти о 370 «контракторах» — не только в ЦАР, но в и Судане. Согласно другим данным, в ЦАР будто бы может насчитываться до 1400 вооруженных наемников, большая часть которых наняты ЧВК Sewa Security Services, «прописанной» в Индии, и Lobaye Ltd. А некоторые СМИ на Западе пишут, что российские ЧВКшники обеспечивают безопасность на месторождениях золота, к которым проявляет интерес Москва.
Le Monde сообщает, что российские инструкторы базируются во дворце Беренго, заброшенном жилище императора Бокассы, примерно в 60 км от столицы страны Банги. Размещение там россиян, согласно информации французского издания, вызвало ожесточенные споры между правительством и родней Бокассы, «не предупрежденной о превращении дворца и 40 гектаров земли в военный лагерь». В этом же поместье похоронен экс-император, имеющий славу каннибала. То еще соседство…
МАРИЯ ЗАХАРОВА, официальный представитель МИД РФ:
«1. Никакой сенсации в наличии российских инструкторов в ЦАР нет, никто ничего не скрывал. Еще в марте был опубликован ответ заместителя официального представителя МИД на тему работы российских военных и гражданских инструкторов в ЦАР.
2. Работу инструкторов снимали зарубежные съемочные группы. Они просто сообщали о желании сделать репортаж властям ЦАР, и те предоставляли такую возможность.
3. Убитые российские журналисты, исходя из места обнаружения тел, двигались совсем не туда, где работают инструкторы. Мало того, исходя из полученной от местной стороны информации, они игнорировали предупреждения о том, что покидают зону, которую контролируют местные правоохранительные органы. Что они делали в ЦАР на самом деле, каковы были их цели и задачи — вопрос открытый. Но у меня такое впечатление, что в этой информационной вакханалии, которую устраивают, правда опять уйдет на десятый план».