Как в Киеве отметили годовщину Крещения Руси

Ждет ли Украину религиозная война

В Киеве стартовала финальная битва вокруг томоса для Украинской поместной православной церкви, который вроде как, по заверениям АП Украины, уже пообещал предстоятель Константинопольской православной церкви Варфоломей. Томос — в переводе с греческого «указ», с помощью которого материнская церковь в том числе может давать автономию, или автокефалию, какой-то своей части.

Ждет ли Украину религиозная война

Вокруг Киевской автокефалии как раз идет спор о материнстве — Константинополь (Стамбул) или Москва должны (или не должны) издавать этот самый томос для Киева. Спор имеет большие и малые практические последствия — к примеру, на празднования в Киев даже гости приезжали отдельно.

27 и 28 июля в Киеве на Владимирской горке две крупнейшие украинские православные церкви — каноническая УПЦ Московского патриархата и «раскольническая» УПЦ Киевского патриархата — провели свои крестные ходы и молебны в честь 1030-й годовщины крещения Руси. По дням церкви развело одно и то же место — Владимирская горка в Киеве, откуда, по преданию, за крещением подданных наблюдал киевский князь, одна. Чтобы не ссориться, Владимирскую горку традиционно делят по-братски: первой всегда там УПЦ Московского патриархата, второй — Киевского.

На крестный ход УПЦ МП прибыли делегации 12 поместных зарубежных православных церквей. Были все, кроме родной Русской православной церкви, Польской и, разумеется, Константинопольской. По данным церкви, на крестный ход вышло 250 тысяч человек, по официальным данным киевской полиции — 20.

На следующий день самый масштабный в своей истории крестный ход провела УПЦ КП: по версии церкви, в 100–150 тыс. человек, официальные данные полиции — 65 тысяч.

Корреспондент «МК» побывал на обоих шествиях.

Накануне праздненств главный спонсор УПЦ МП народный депутат Вадим Новинский дал уникальное по эмоциональности и искренности интервью украинскому сайту, выступающему, кстати, за томос. Новинский предрек Украине гражданскую войну в случае объявления автокефалии и заявил, что сам лично встанет на защиту Киево-Печерской лавры. Практически одновременно из Донецка религиозную войну в случае объявления автокефалии пообещал Украине и глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко. В Донецке еще 18 мая опубликовали изменения к местному закону о религиозных организациях, в которых выписывается процедура облегченной перерегистрации только для одной церкви — «Донецкой и Горловской епархиям УПЦ, входящей в соответствии с ее уставом в состав Русской православной церкви как самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии».

На шествии место в первых рядах колонны заняли лица фракции Оппозиционного блока в парламенте Вадим Новинский, Нестор Шуфрич, Михаил Добкин, Александр Вилкул и Юрий Бойко. К ним последним осторожно присоединился бывший спикер Верховной рады Украины Владимир Литвин и… все.

В Киеве неделю соседствуют жара и проливные дожди. 27 июля началось с безнадежного дождя. Я лично встречал утро и паломников на киевском железнодорожном вокзале. Съезжавшихся на крестный ход определить было легко: в организованных группах большинство составляли женщины сильно за сорок. В длинных юбках и обязательных платках они резко выделялись в летней киевской полураздетой толпе.

Кроме того, они несли таблички. Я сразу нарвался на людей с табличкой «Одесса». «Приехали на поезде и сейчас пойдем не спеша на Владимирскую горку, там в 11 сбор!» — спокойно сообщил мне мужчина, назвавшийся Михаилом. Вокруг него женщины деловито наряжались в целлофановые накидки от дождя, а сердобольные киевляне наперебой пытались объяснить приезжим, что пешком на Владимирскую горку с такой возрастной командой можно и не дойти.

Крестный ход шел от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры, по навигатору это 3,8 километра. Но для пожилых людей в дождь, а потом и в сменившую его жару этот путь — вместе с беспокойной ночной дорогой, поисками места сбора и молебном на ногах — непростое испытание.

Таблички вокруг помогали изучать страну: «Тульчинская епархия», «Теплицкое благочиние», «Кривой Рог» и много номерных — «Днепр-23», «Днепр-17», «Запорожье-18». С крупных городов и областей стекались многочисленные группы, только Полтавская епархия, к примеру, дала 800 паломников на крестный ход. В группах были свои волонтеры, помогавшие пожилым, — все боялись растерять в большом чужом городе своих. Под стенами Киево-Печерской лавры можно было наблюдать самые неожиданные картины типа очереди из священников за вожделенным мороженым, уставших мирян, устлавших телами газоны и подножия памятников в ожидании своих автобусов.

Возле лавры и кое-где по дороге стояли бочки с водой, путь шествия был строго отмечен железным ограждением, многослойным оцеплением силами подразделений полиции и Национальной гвардии, строгой проверкой каждого, кто пытался присоединиться к шествию. Инцидентов было мало: где-то арестовали пару радикалов из ультралевой организации «Братство», в одном месте какая-то женщина пыталась развернуть флаг России — ее как провокатора заругали сами верующие. Ход в 2018 году резко отличался от прошлогоднего. В 2017-м он шел с лозунгами о мире, а требования абстрактного мира в Киеве воспринимаются как «пророссийская позиция».

В этом году на шествии очень часто можно было услышать слова: «Мы мирные люди! У нас нет политики! Мы будем молиться за раскольников!».

В 2018-м информационный тон вокруг крестного хода был по меньшей мере нейтральным.

«Понимаешь, у Петра Алексеевича (Порошенко. — Прим. ред.) вдруг обнаружили, что борьба за автокефалию никак не поднимает его рейтинг, — пояснил «МК» на условиях анонимности политолог, близкий к АП Украины. — Внутренние замеры общественного мнения дают два ядра горячих сторонников и противников томоса — таковых по 11%. Большинство осталось равнодушным, а к критикам президента из пророссийской оппозиции добавились еще и патриоты, которые задают жесткий вопрос: «А насколько отделена у нас Церковь от государства?» В этих условиях было принято решение не мешать УПЦ МП показывать свою силу, чтобы вернуть проблему в фокус общественного обсуждения».

Крестный ход УПЦ КП 28 июля больше напоминал демонстрацию. В Киев организованно съезжались делегации приходов, на праздник массово шли киевляне и впервые ход УПЦ КП собрал больше 50 тысяч человек.

Утром перекрыли улицу Владимирскую и весь путь до соборов Михайловского монастыря. Меры безопасности местами были, пожалуй, строже, чем накануне. Оно и понятно: во главе колоны вместе с патриархом Филаретом шли президент Украины Петр Порошенко и его жена Марина, министр обороны Степан Полторак и множество чуть менее узнаваемых лиц. Государственная служба охраны просто свирепствовала. Колонну в том месте, где шел Порошенко, с двух сторон прикрывали бронированные микроавтобусы, а крепких молодых людей с наушниками в ушах в куртках и пиджаках на нещадной июльской жаре было гораздо больше, чем политиков.

Впереди мирской колоны шли священники, отдельную большую группу составляли служители в зеленых рясах — капелланы ВСУ, их Киевский патриархат дал армии больше всех. В толпе наряду с привычными группами прихожан с табличками шли сплоченные команды ветеранов в камуфляже с наградами на груди и довольно много киевлян. Эта колонна не была похожа на шествие богомольцев — в первую очередь из-за того, что половина женщин не носила платков, а главное — все несли флаги. Тысячи украинских флагов создали желто-голубую людскую реку, в которой просто терялись иконы. А по ходу этой реки стояли огромные экраны, и диктор под картинки идущего крестного хода начитывал: «В эти дни в Киеве гостит делегация Константинопольского патриархата, которая изучает поддержку идеи создания Украинской поместной православной церкви...»

«Я, священник кафедрального собора Черновцов отец Владимир, привез с собой два автобуса по 50 человек, всего с епархии приехало 500…» — говорил очень уверенный в себе батюшка. Я спросил его, что будет с церквями, если объявят автокефалию. «Люди решат! — ответил отец Владимир. — Как прихожане решат, так и приход пойдет: либо в поместную церковь, либо останется в лоне Русской православной церкви. Большинство перейдет!»

28 июля заместитель главы украинской администрации президента Ростислав Павленко заявил, что представитель Вселенского патриарха сообщил, что решение о томосе уже принято. «Чтобы были выполнены все процедуры, чтобы все было канонично, нужно определенное время», — сказал Павленко.

Что будет происходить в случае официального объявления о томосе в Киеве, на Волыни или в Святогорске? Бог весть…

Читайте материал: Кравчук рассказал о «не сдающем своих» Януковиче и лжи Порошенко

Сюжет:

Украинский кризис

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27743 от 30 июля 2018

Заголовок в газете: Украину ждет религиозная война?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру