Чего хочет Украина? В своем поздравлении миротворцам премьер-министр Украины Владимир Гройсман высказался предельно четко: миротворческая миссия под эгидой ООН в Донбассе должна присутствовать на российско-украинской границе и иметь широкие полномочия по всей зоне конфликта. Идея не нова, и украинское руководство проталкивает ее с 2015 года. Проблема в том, что эта схема совершенно не устраивает ни народные республики, ни Москву. И понятно почему: на самом деле под видом «миротворческой» операции Киев хочет протащить некую операцию по принуждению к миру, которую иностранные военные будут проводить на территории мятежного Донбасса.
«Европейские миротворцы» сто лет назад
Замыслы киевских и западных политиков раскрывает так называемый план Расмуссена, который был представлен в феврале этого года на Мюнхенской конференции по безопасности. Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в настоящее время является внештатным советником украинского президента Петра Порошенко. Доклад о миротворцах был подготовлен по заказу его консалтинговой компании «RasmussenGlobalFoundation». План Расмуссена предполагает введение в регион 24‑тысячного вооруженного контингента из европейских стран, не входящих в НАТО, и бывших республик СССР (Белоруссия, Казахстан), плюс миротворцы из Латинской Америки (например Бразилии). Предусматривается и «некоторое участие» в миссии стран НАТО (Греции и Португалии). Помимо собственно миротворцев вводятся и полицейские силы в составе румын, итальянцев и португальцев. То есть все разговоры о неучастии в этой «миссии» НАТО — обычное лукавство для отвода глаз.
Миротворческую интервенцию (а как иначе можно назвать вторжение 24‑тысячного вооруженного иностранного контингента на территорию бывшего СССР, в его «святая святых» — Донбасс) предполагается проводить в несколько этапов. Сначала миротворцы разместятся на линии разграничения сторон. Затем, освоившись, двинутся в глубь Луганской и Донецкой республик, вплоть до российской границы. Параллельно в республиках будут проводиться выборы — а порядок на них (читай нужный результат) будет обеспечивать международная полиция, причем совместно с «украинскими силами». То есть предполагается, что натовская полиция будет участвовать в подавлении вероятных акций протеста, которые будут расцениваться как «беспорядки». Все это время функции власти в регионе будет исполнять международная администрация во главе с США. Вообще США в этом проекте — главный игрок, хотя и теневой. Миротворцам разрешат применение «ограниченной силы» против донецких повстанцев, украинских радикалов и гражданского населения, если оно, например, будет перекрывать дороги.
Вот такой план. Настоящий Drang nach Osten. Используя мандат ООН как прикрытие, НАТО берет под свой контроль границу РФ с Украиной. При этом жителям Донбасса предстоит жить фактически в условиях иностранной оккупации. Авторы плана считают, что получить согласие на эту операцию от руководства непризнанных республик будет нелегко. Но они уверены, что на них надавит Россия.
Но у населения могут возникнуть нехорошие ассоциации. В прошлом веке сапог иностранного солдата топтал землю Донбасса дважды — в 1918‑м и с 1941 по 1943 год. С 1918 годом вообще аналогия полная. Сто лет назад с просьбой ввести войска для «умиротворения» большевиков к Германии и Австро-Венгрии обратилась УНР — Украинская Народная Республика, объявившая о независимости от России. (Некоторые идеологи современной Украины требуют объявить ее правопреемницей УНР.) Но вскоре горько об этом пожалела: Центральная рада была разогнана германским военным патрулем, к власти пришел гетман Скоропадский. Немцы тем временем вовсю проводили «миротворческие» операции в Донбассе: разгоняли забастовки рабочих и шахтеров, арестовывали, расстреливали.
Второй визит немцев в Донбасс при желании тоже можно считать «миротворческой операцией» — объединенной Европы против иудеобольшевизма. В этом убеждали население герои современной Украины, прибывшие тогда в обозе немецких войск.
Продавить «миротворцев Расмуссена» в мятежный регион можно только с большой кровью. Минские соглашения, кстати, не предусматривают никаких миротворцев вообще. Однако уже понятно, что выполнять эти соглашения Киев не собирается. А кровопролитие надо как-то прекращать. Есть ли у Москвы свое видение того, какой формат миротворческой операции подходит для Донбасса? До сих пор единственный альтернативный вариант был предложен президентом Владимиром Путиным. В сентябре прошлого года Путин заявил, что поручил МИД РФ подготовить для рассмотрения в Совбезе ООН резолюцию о размещении миротворцев вдоль линии разграничения сторон конфликта в Донбассе. По мнению российского президента, в функции миротворцев должно входить только обеспечение безопасности сотрудников ОБСЕ. Ввод миротворцев может состояться после разведения сторон и отвода тяжелой техники, для этого необходим прямой контакт с представителями ДНР и ЛНР. Ни для кого не стал неожиданностью отказ США и Украины работать с предложенным Россией проектом резолюции.
Это тупик. Без согласия Киева ввести миротворцев не получится. По международным законам для этого нужно согласие обеих сторон конфликта. Но и Украина не продавит свою резолюцию — Россия заблокирует ее в Совбезе ООН.
Неожиданной информацией поделился с «МК» один из координаторов одесского «Куликова поля» — Егор Кваснюк. По его мнению, план миротворческой миссии ООН в Донбассе уже близок к согласованию. К слову, сам Кваснюк выступает за ввод миротворцев с 2014 года. Так что не исключено, что он выдает желаемое за действительное. Новый план якобы будет результатом компромисса и уступок с обеих сторон. «У меня есть косвенная информация о том, что рабочие группы работают в направлении утверждения маршрутной карты по миротворческой миссии ООН, — рассказал Кваснюк. — Миротворцы должны разместиться по линиям разграничения сторон, зафиксированным в Минских соглашениях. Причем со стороны ЛДНР миротворческую миссию будут выполнять российские военнослужащие, а с украинской стороны встанут миротворцы из стран НАТО».
По словам эксперта, у него есть только косвенные доказательства того, что поиск компромисса идет именно в этом направлении. Однако, по его мнению, это единственный путь остановить войну и заставить Украину выполнять Минские соглашения. «Франция и Германия готовы к такому решению, им эта война не нужна. Пока непонятно, поддержат ли этот план США и их сателлит — Украина».
Как Грачев грузинам Сухум сливал
Для многих российских патриотов даже такой вариант миротворческой операции неприемлем и станет поводом для очередных обвинений руководства РФ в сливе Донбасса. При этом забывают, что миротворческая операция ООН на территории бывшего СССР уже проводилась — в Абхазии. Она проходила в тесном взаимодействии с миротворческой операцией СНГ. После военного поражения грузинских сил в Абхазии в 1993 году переговоры об урегулировании конфликта проходили под руководством специального посланника Генсека ООН. 14 мая 1994 года было подписано соглашение о прекращении огня и разъединении сил. Стороны договорились о развертывании Коллективных сил СНГ по поддержанию мира (КСПМ), а также о том, что за их деятельностью и за выполнением соглашения будет наблюдать Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). С просьбой о вводе миротворцев обратились главы Грузии и Абхазии. Совбез ООН резолюцией от 21 июля 1994 года одобрил развертывание миротворческих сил СНГ, а также санкционировал увеличение численности МООННГ до 136 военных наблюдателей. Мандат миссии ООН состоял только в наблюдении и контроле. Они не были вооружены. Их охрану обеспечивали миротворцы.
Хотя миротворческие силы в Абхазии назывались коллективными, де-факто они были укомплектованы только российскими военнослужащими. Я неоднократно в Абхазии наблюдала за их работой. Зона безопасности была создана по обе стороны от реки Ингур, миротворческие посты стояли как на абхазском, так и на грузинском берегу. Наблюдатели ООН координировали свою работу с миротворцами, проводили совместное патрулирование в зоне безопасности.
Миссия ООН тихо скончалась в полночь 15 июня 2009 года, почти через год после событий «пятидневной войны», которые сделали ее дальнейшее пребывание на абхазской земле бессмысленным. Я уверена, что авторы проекта российской «миротворческой» резолюции в ООН взяли за основу именно абхазский опыт. Однако события, предшествовавшие вводу миротворцев, были драматичными. Шеварднадзе, как сегодня Порошенко, не хотел ввода миротворцев, он рассчитывал на военную победу. Российские военные, стоявшие в регионе, вели двойную игру и сливали грузинам планы абхазов. К лету 1993 года грузины контролировали столицу Абхазии Сухум и всю территорию между реками Гумиста и Ингур. Как рассказывал мне непосредственный участник событий, командир военизированного формирования «Мхедриони» Джаба Иоселиани, Москва фактически готова была «отдать» эту часть Абхазии своему «партнеру» Шеварднадзе. Во время встречи Эдуарда Амвросиевича и министра обороны РФ Павла Грачева в Адлере последний предложил разместить российских десантников вдоль линии противостояния по Гумисте. Однако присутствовавшие на встрече грузинские министры резко выступили против.
Вскоре абхазская сторона неожиданно нарушила перемирие и атаковала Сухум. Сделано это было без ведома главной башни Кремля, которая настолько обиделась на непослушных абхазов, что ввела против них санкции. Абхазия осталась без электричества. Но в сентябре на черноморском побережье дни еще стояли длинные, солнечные, а автоматы не нуждаются в подзарядке от электросети. Война завершилась полным изгнанием грузинских войск из Абхазии. И миротворцы встали уже вдоль реки Ингур.
Гуси-Лебеди: как умиротворяли Молдову
Если кто-то думает, что Ельцин послал в Приднестровье генерала Лебедя для того, чтобы защитить гражданское население, то он глубоко заблуждается. Задача у Лебедя была простая: провести эвакуацию семей российских военнослужащих, взять под контроль военные склады, обеспечить беспрепятственный пропуск эшелонов с боеприпасами, оружием и военной техникой 14‑й армии через территорию Украины и договориться с Кишиневом, чтобы он этому не препятствовал. Все.
Лебедь приехал не как миротворец, а как глава ликвидационной комиссии. Ликвидировать предстояло российское присутствие в независимой Молдове. Президент Молдовы Мирча Снегур, как и Шеварднадзе, был «уважаемым партнером» Бориса Николаевича. А тут какое-то Приднестровье, понимаешь. Ничего, в своих странах как-нибудь сами порешают.
19 июня 1992 года молдавская армия атаковала Бендеры. 23 июня под именем полковника Гусева генерал Лебедь прилетел в Приднестровье.
— С ним был батальон спецназа ВДВ в количестве 600 человек под командованием полковника Валентина Прокопенко, — вспоминает бывший военный комендант Приднестровья, тогда полковник 14‑й армии Михаил Бергман. — Лебедь оценил обстановку: горы трупов, ситуация выходит из-под контроля и 14‑я армия готова перейти под юрисдикцию ПМР. А ее командующий генерал Юрий Неткачев не знает что делать, потому что из Москвы ему поступают противоречивые команды. Лебедь принимает решение взять командование армией на себя.
— Он сам принял такое решение? — уточняю я у экс-коменданта.
— Сам.
— А кто его направил в Приднестровье? Грачев? Руцкой?
— Лично президент Ельцин. Президент ему поставил задачу: не вмешиваться в конфликт, решить все вопросы и улететь. Однако Лебедь при поддержке главы ПМР Игоря Смирнова принимает решение развернуть 14‑ю армию. Это было 25 июня, и в этот день я был назначен военным комендантом Приднестровья и перешел в подчинение президента ПМР.
— Как он мог принять такое решение самолично?
— Лебедь был замкнут на командующего сухопутными войсками генерал-полковника Владимира Семенова. Москве было не до Приднестровья. Грачева вечно не было на месте. А Семенов ему сказал: ты решай все вопросы сам. Было принято решение призвать призывников из Приднестровья. Заработали военкоматы, и все гражданские, которые там воевали по-партизански, стали солдатами. Тогда же было ТСО, гвардия, казачество. Лебедь всех их призвал в 14‑ю армию и сделал одно целое. Каждый получил свое назначение. Все части 14‑й армии были укомплектованы до полного штата. Открыли склады, выдали боеприпасы, оружие. Развернули армию, вырыли окопы, вывели танки, БТРы, артиллерию. У нас тогда было много техники. Чтобы Молдова поняла, что наступать некуда. Но Лебедь видел, что остановить молдаван невозможно. На Кицканском плацдарме стояли колонны, подходили машины. Планировали ударить по Тирасполю, но Лебедь это упредил.
В три часа ночи 3 июля 1992 года Тирасполь проснулся от чудовищного грохота: 45 минут артиллерия 14‑й армии утюжила Кицканский плацдарм, где были размещены установки «Ураган» и сосредоточена ударная группировка молдавских войск. Лебедь лично принял решение о нанесении удара. О нем знал ограниченный круг людей, в Москве не знал никто. Утром в Тирасполь звонил рассерженный Грачев: что происходит? В тот же день молдавская сторона запросила перемирия. 21 июля в Москве было подписано соглашение о мирном урегулировании приднестровского конфликта. Оно было заключено между РФ и Молдовой и подписано Ельциным и Снегуром в присутствии Игоря Смирнова. До ввода миротворцев порядок наводила комендатура вместе с батальоном спецназа ВДВ. Действовал комендантский час.
Я прошу Бергмана вспомнить, как принималось решение по миротворцам.
— Лебедю позвонил главком сухопутных войск Семенов: «Я говорил с министром обороны. Ты должен выделить 183‑й полк для выполнения миротворческой миссии, — рассказывает экс-комендант. — Лебедь говорит, что военнослужащие 14‑й армии не могут стать миротворцами. С этим никогда не согласится Молдова: армия участвовала в конфликте. Поэтому в результате миротворцы были направлены из Приволжского военного округа. Командующим миротворческим контингентом был назначен генерал-полковник Эдуард Воробьев. 29 июля самолеты Ил‑76 военно-транспортной авиации доставили на аэродром Тирасполя первых российских миротворцев.
В Приднестровье был принят трехсторонний формат миротворческой операции. Это значит, что в ней участвуют военные обеих конфликтующих сторон и России. Каждая сторона выделяет свой батальон. Позже присоединились военные наблюдатели от Украины. Эта операция оказалась самой успешной на территории бывшего СССР: за все время в зоне приднестровского конфликта не произошло ни одного вооруженного столкновения. По сути, генерал Лебедь в 1992 году провел операцию по принуждению Молдовы к миру. Действовал на свой страх и риск, не оглядываясь на начальство. И результат себя оправдал.
Размороженная война
Приднестровский конфликт из всех постсоветских больше всего похож на то, что происходит сегодня в Донбассе. В отличие от Карабаха, Абхазии, Южной Осетии он не носит межнационального характера. В Приднестровье живут русские, молдаване, украинцы. И в самой Молдове — молдаване, русские, украинцы. Так и в Донбассе: одинаковые люди по обе стороны фронта. Это в полном смысле этого слова братоубийственная война.
Карабахский конфликт из постсоветских самый старый, но он обошелся без ввода миротворцев. Мир обеспечивается за счет баланса сил. Ну как мир: периодически вспыхивают перестрелки, а порой и настоящие сражения, гибнут люди. Люди гибли и в Абхазии, а в Южной Осетии миротворческий процесс завершился полноценной войной в августе 2008 года и операцией по принуждению Грузии к миру.
В Южную Осетию миротворцы вошли на основании соглашений, подписанных в Сочи 24 июня 1992 года Ельциным и Шеварднадзе, а также главами Южной и Северной Осетии. Идея была все та же: остановить кровопролитие, развести стороны, а политические решения отложить на неопределенный срок. Командующим миротворцами был назначен нынешний министр обороны, тогда глава Госкомитета по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Как и в Приднестровье, был принят трехсторонний принцип формирования миротворческих сил. В их состав входили российский, грузинский и осетинский батальоны. Первоначально такой формат себя оправдал. К моменту прихода к власти Михаила Саакашвили конфликт был практически урегулирован. Работал Эргнетский рынок, где совместно торговали осетины и грузины, люди ездили друг к другу в гости, совместно отмечали праздники. Однако новый президент взял курс на размораживание конфликта. И вот тут-то грузинский батальон в составе миротворческих сил выступил в роли троянского коня. Накануне войны через него под предлогом частых ротаций прогнали значительное количество военнослужащих, что позволило им хорошо изучить местность и расположение позиций южноосетинской армии. 7 августа 2008 года перед штурмом Цхинвала грузинские военные наблюдатели покинули штаб миротворческих сил и свои посты. А командующий грузинским миротворческим батальоном Мамука Курашвили объявил о начале «операции по восстановлению конституционного порядка» и вместе со своими бойцами присоединился к атакующим. 8 августа грузинская армия атаковала Цхинвал и «городки» российских миротворцев, потери которых составили 15 человек. Это дало России легитимное основание для начала операции по принуждению Грузии к миру.
Какую пользу для Донбасса можно извлечь из постсоветского миротворческого опыта? Практически никакой. Все описанное происходило совсем в другую эпоху. У Москвы оставалось много рычагов влияния на новоявленных «независимых президентов», и они по привычке еще испытывали священный трепет перед Кремлем. Ельцин мог телефонным звонком вызвать их в Москву или Сочи. Продукт «смутных 90‑х», сын расхитителя социалистической собственности и постсоветский «барыга» Петр Порошенко — человек новой формации. В Москву он не поедет. Рычагов давления на него у Кремля нет. И ему не нужны никакие договоренности. Ему нужны «реинтегрированные» путем зачистки от «сепаров» (т.е. практически от всего населения) территории Донбасса и миротворцы ООН, которые расступятся перед наступающей украинской армией. Как расступились они перед хорватской армией, когда та зачищала Республику Сербская Краина.
Надо ли говорить, что подобный сценарий станет катастрофой не только для Донбасса, но и для России?