Грузия и Южная Осетия на пороге новой войны: кто виноват

И все из-за гибели торговца огурцами

В эти дни происходит новое обострение в отношениях между Грузией и Южной Осетией — пожалуй, самое серьезное после августовской войны 2008 года. Смерть задержанного органами югоосетинской госбезопасности грузинского военного Арчила Татунашвили дает повод для обвинений Цхинвала в нарушениях прав человека и бросает тень на Россию, выступающую в качестве главного покровителя молодой республики.

И все из-за гибели торговца огурцами
Цхинвал. Автор: Juliet Kozaeva.

Загадочная смерть в Цхинвале 35-летнего отставного сержанта Вооруженных сил Грузии вызвала международный скандал. Не столько даже сама смерть, сколько промедление с выдачей его тела родным. Татунашвили скончался в цхинвальской больнице 23 февраля, а 6 марта, на момент подписания этого номера, его труп еще не был передан грузинской стороне. В Грузии подозревают, что с телом проводятся какие-то манипуляции с целью сокрытия того факта, что молодого человека просто убили во время допроса. Родственники Татунашвили в знак протеста уже несколько раз перекрывали автомобильные трассы, в 13 городах Грузии прошли акции в их поддержку. К переговорам с российской стороной о передаче тела уже подключились Международный Красный Крест, Amnesty International, американский посол в Грузии и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, который обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу со специальным посланием, попросив того посодействовать скорейшей передаче тела покойного его близким, чтобы они смогли наконец похоронить его по христианским обычаям.

Еще 22 февраля Арчил Татунашвили и вместе с ним еще двое граждан Грузии — Леван Куташвили и Иосиф Павлиашвили — были задержаны органами госбезопасности Южной Осетии в поселке Ленингор (грузины называют его Ахалгори). В настоящее время двое товарищей Татунашвили освобождены и вернулись к семьям. А сам бывший сержант был доставлен в Цхинвал и 23 февраля умер в городской больнице. В связи с этим КГБ Южной Осетии выступил со специальным заявлением, в котором сообщил, что задержанный Татунашвили якобы напал на конвоира, пытался завладеть его оружием и в результате схватки с охраной упал с лестницы. По утверждению сотрудников КГБ, они не были заинтересованы в смерти грузина, так как он был носителем ценной информации. Спецслужба проинформировала, что молодой человек был задержан по подозрению в разведывательно-диверсионной деятельности и причастности к убийствам мирных жителей в августе 2008 года. Агент грузинских спецслужб, работавший под прикрытием, изображая безобидного торговца овощами и фруктами, якобы готовил диверсии в Южной Осетии и снимал на камеру мобильного телефона фото и видео военных объектов. В качестве доказательства упоминаются якобы найденные при нем «списки четырех грузинских боевых подразделений» с личными данными более 30 военнослужащих, званиями и контактными телефонами руководства учебного центра, где он проходил военную подготовку. А также стихи на грузинском.

Заявление КГБ Южной Осетии само напоминает поэтическое произведение, и неудивительно, что оно вызвало недоверие не только в Грузии, но и некоторых осетин. В социальных сетях они высказывают мнение, что наказывать человека можно только по суду, к тому же это происшествие может вызвать месть со стороны грузин тем осетинам, которые еще остаются в грузинских тюрьмах. Так, один югоосетинский пользователь пишет: «Мне очень стыдно за произошедшее в Южной Осетии. Если изложенные в статье биографические данные соответствуют действительности — то речь идет об убийстве без суда и следствия человека, мирного гр-на представителями государственных структур, что абсолютно недопустимо! …Руководство республики должно помнить о тех осетинах, которые томятся в грузинских тюрьмах... Месть и ответные реакции никто не отменял в мировой практике!»

Действительно, довольно странно выглядит тот факт, что закаленный «боец невидимого фронта» таскал с собой списки диверсионных подразделений, в одном из которых он сам числился. Грузинская сторона не отрицает, что Арчил Татунашвили в 2007–2011 годах состоял в рядах Вооруженных сил Грузии и имел звание младшего сержанта. Он действительно принимал участие в международных миротворческих миссиях в Ираке и Афганистане. Однако, как утверждают знавшие его люди, в боевых действиях в 2008 году в Южной Осетии он участия не принимал и принимать не мог: в это время он служил в Ираке.

Из источников в Грузии стало известно, что родственники Татунашвили, в том числе и его бабушка, проживают в селе Канчавети, которое находится недалеко от Ленингора. После демобилизации из армии молодой человек занялся бизнесом — вместе с двумя компаньонами, Леваном Куташвили и Иосифом Павлиашвили, возил овощи и фрукты из Грузии в Южную Осетию. Местные органы КГБ выдали ему пропуск, позволяющий беспрепятственно пересекать границу. Естественно, что такой пропуск он бы не получил, если бы не прошел всестороннюю проверку. Без всяких проблем он не менее двух лет регулярно ездил в Грузию и обратно. Если бы он принимал участие в военных преступлениях, то в маленькой республике, где все друг друга знают, его бы непременно кто-нибудь узнал.

Что могло стать причиной конфликта Арчила Татунашвили с правоохранительными органами Южной Осетии, помимо официально озвученной версии? Утверждают, что всему виной опять коррупция: недавно на границе установили таможенный пост, однако помимо официальных сборов местные силовики вынуждают торговцев по-прежнему платить неофициально — им в карман. Таким образом, бизнесмены оплачивают таможенные сборы в двойном размере. Именно на этой почве у троих грузин якобы возник конфликт с начальником местной милиции. Плохо, что за алчность местных деятелей отвечать опять придется России — именно она в глазах всего мира управляет ситуацией в Южной Осетии и обеспечивает безопасность на ее территории.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27632 от 7 марта 2018

Заголовок в газете: Агент с огурцами

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру