«Сирийские демократические силы» (основу которых составляют курдские отряды) связывают неоднозначные отношения как с Дамаском, так и с Россией, - пояснил. - Что же касается курдов в целом, то их настроения варьируются в зависимости от региона, в котором они проживают, - объясняет Антон Мардасов. - Афринские курды из-за близости позиций к силам «режима» длительное время были настроены лояльно по отношению к Дамаску. Те же курды, которые ориентируются на столицу Сирийского Курдистана Эль-Камышлы благодаря американской поддержке были настроены более воинственно по отношению к сирийским властям.
Что касается «Сирийских демократических сил», СДС (именно это объединение, как утверждалось, контролировало Conoco после того, как оттуда вышибли запрещенное в России ИГИЛ - «МК»), то в них входят не только курды, но и арабские формирования. Поскольку часть территорий в Дэйр-эз-Зоре и в Ракке постепенно переходили под контроль СДС, их ряды пополняли выходцы из местных арабских племен. А у арабских формирований с Дамаском непростые отношения.
Нельзя забывать также, что эти племена сами по себе очень разобщены: многие из них не принимают Асада, многие вообще разделяют идеи радикализма, а некоторые все же встали на сторону сирийского правительства или Ирана.
С одной стороны, арабы не очень любят курдов, с другой — еще больше не любят Дамаск. Тем не менее среди них есть представители, которые пытаются перетянуть СДС на сторону Башара Асада. Так что отношения СДС с сирийским правительством можно охарактеризовать как неоднозначные. Россия в них выступала посредником».
Напомним предысторию событий вокруг Conoco. Нефтегазовое месторождение, которое открыли и изначально эксплуатировали американцы, было национализировано режимом Асада. В целом оно давало 35% всего сирийского газа. ИГИЛ захватило месторождения в Дейр-эз-Зоре в апреле 2014 года. Завод Conoco с тех пор сохранялся в приличном состоянии.
23 сентября 2017 года стало известно, что Conoco взяли под контроль «Сирийские демократические силы» и над заводом был поднят американский флаг.
В сети появилось видео, на котором бойцы СДС входят на завод.
На кадрах видно, что он был покинут в спешке — повсюду валяются брошенные вещи и бумаги. Впоследствии этот ролик дал повод говорить о том, что, поскольку никаких следов боя не заметно, силы СДС якобы заняли завод по «согласованию» с американцами и ИГИЛ, хотя сами СДСовцы сообщали об ожесточенных сражениях.
А примерно месяц спустя в СМИ появилась информация о том, что якобы СДС «неожиданно» передали Conoco то ли сирийским правительственным войскам, то ли российским силам (возможно в результате переговоров, будто бы имевших место в городе Камышлы при посредничестве России). Однако достоверность этих сведений – под большим вопросом. По крайней мере никаких видео, которые бы свидетельствовали о нахождении в Conoco сил Асада или россиян, в Сети не обнаруживается.
«Были сообщения, что якобы месторождение отдадут правительственным силам, но в итоге оно все равно осталось у курдов, – считает эксперт. – Другое дело, что за неделю до этого наступления появилась информация о том, что ряд мест, прилегающих к этому месторождению, будут переданы сирийскому режиму. Сообщения эти распространяли правительственные источники. Таким образом Дамаск готовил почву для наступления. Есть предположение, что оно должно было послужить катализатором перехода некоторых племен на сторону правительства.
Таким образом американцы, нанося удар по проправительственным силам, хотели предотвратить «развал» СДС изнутри, а не только защищали своих союзников и свой проект».
Тем не менее, если СДС действительно намерены были передать Conoco, то что могло повлиять на изменение их намерений? По одной из версий, курды были крайне обижены на то, что в итоге Россия не захотела их видеть на Конгрессе национального диалога Сирии в Сочи, прошедшем в конце января (против присутствия представителей СДС резко возражала Турция).
«На позицию курдов вряд ли повлияло то, что их не пригласили на Конгресс в Сочи, так как они изначально не горели желанием туда поехать, – считает Антон Мардасов. - В то же время занятая Россией позиция невмешательства на фоне начатой 20 января Турцией против сирийских курдов в районе Африна военной операции «Оливковая ветвь» вызвала негативную реакцию у части курдских объединений.
В свою очередь Анкара считает формирования сирийских курдов «террористическими, что привело к серьезному разладу в отношениях Эрдогана с Соединенными Штатами.
Что же касается США, то в данный момент они придают большое значение СДС по нескольким причинам: борьба с ИГИЛ, с иранским влиянием и для давления на Дамаск. Поэтому покидать этот «проект» они не собираются».
Разбомбленные американцами правительственные сирийские силы ставили своей целью взять под контроль территорию на восточном берегу Евфрата в том числе чтобы обеспечить поддержание «иранского коридора» для открытого переброса подразделений из Ирака в Сирию.
Нельзя забывать, что курды располагают и столь необходимой Асаду ресурсной базой: это в том числе и нефтегазовые месторождения. Грубо говоря, речь шла о том, чтобы «отжать» пресловутый газовый завод и прилегающие месторождения: ресурсы, которые там добываются, пошли бы на поддержку Дамаска».
Кстати, если почитать на арабском новости СМИ, которые ориентируются на Асада, то на первом месте там именно реляции о взятии под контроль различных газо- и нефтеперерабатывающих заводов, названия которых вряд ли что-то скажут россиянам...
Между тем на сегодняшнем брифинге глава Центрального командования ВВС США Харриган объяснил удар в Сирии: американцы продолжают настаивать на том, что предупреждали российскую сторону о своих действиях.
Читайте материал «Откровения погибшего в Сирии бойца ЧВК Вагнера: объяснял, как «втянулся» в Сирию»