То, что в зале собрались сплошь солидные и важные люди было видно невооруженным глазом: накрахмаленные белые рубашки, шелковые галстуки на адвокатах мужчинах, тотал блэк и крупный жемчуг - на юристах-женщинах... В зале было столько людей, которые внешне сошли бы за вип-свидетеля, что некоторые молодые журналисты, толком не зная, как выглядит знаменитость 90-х, терялись.
- Ну, рыжий такой, - со смехом давали наводки опытные коллеги.
В назначенный час Чубайс не появился. Зато в зале показался слесарь и стал что-то делать со второй дверью, спрятанной от посторонних глаз за «аквариумом». После реставрационных работ старая дверь наконец стала открываться и спустя пять минут через неё быстрым шагом зашёл Чубайс. Зайдя за трибуну и открыв бутылку «Vittel» он стал давать свои показания.
В частности Чубайс пояснил, что возглавил «Роснано» в 2009 году. До этого компанией управлял подсудимый Леонид Меламед. Компания, по словам Чубайса, работала только год, штат был неполным, зато заявок на финансирование проектов «колоссальное количество: сотни, не меньше тысячи».
- Компания тогда начала работать над сбором заявок на финансирование проектов, связанных с нанотехнологиями. Когда я пришел, ни одного утвержденного проекта не было, — рассказал свидетель.
Он также уточнил, что в то время компанию резко критиковали:
- В 2009 году нас критиковали, что мы живем на выделенные нам средства, ничего не делаем. Поэтому одной из главных задач было просто начать финансирование проектов. Чтобы ускорить начало работы, мы ввели премирование сотрудников за утвержденные проекты, - рассказал он.
Для этого, пояснил Чубайс, было решено нанять опытную стороннюю компанию-консультанта.
- Именно поэтому, мной лично, подчеркну, мной лично, была предложена эта инициатива. Я заявил, что нам необходим инвестиционный консультант, - сказал Чубайс, тем самым фактически взяв на себя ответственность за действия Меламеда.
«Роснано», по словам Чубайса, провела тендер, хотя могла этого и не делать.
- Тендер был проведен абсолютно законно и корректно, - уточнил Чубайс.
Победителем, рассказал он, стала компания ЗАО «ИФК «Алемар», совладельцем которой, как выяснилось чуть позже, был Меламед. Чубайс отметил, что это стало некоторой проблемой:
- Мы получили документы о том, что Меламед является вице-президентом компании «Алемар». У нас были сомнения по аффилированности, поэтому мы вынесли вопрос на коллективное обсуждение... После собрания мы вынесли единогласное решение об утверждении консультанта, — пояснил свидетель.
Компания «Алемар», по словам свидетеля, обладала целым рядом преимуществ: «Роснано» устраивала стоимость ее услуг, опыт, и др.
- Перед потенциальными консультантами были поставлены задачи: экспресс-анализ проектов, анализ финансовых моделей проекта, выработка системы контроля за целевым расходованием средств и задача разработки системы мотивации,— сказал свидетель.
Чуть позже он отметил, что за 220 миллионов рублей компания оказала услуги, которые позволили «Роснано» сэкономить, не финансируя «бесполезные проекты»:
- Мы потратили 220 миллионов рублей на консультанта, но при этом сберегли 20 миллиардов рублей, - пояснил свидетель.
Свидетель также много внимания уделил характеристике Меламеда. Судя по сказанному, это чуть ли не главный специалист по инвестициям в стране, равных которому просто нет. В это время сам Меламед не скрывал довольной улыбки.
Допрос свидетеля длился уже второй час. Бутылка с водой была почти пустой, свидетель, ранее стоявший у трибуны как солдатик, начал сдавать: облокачиваться о трибуну, переминаться с ноги на ногу... Но даже эти обстоятельства не дали уставшему свидетелю сделать опрометчивые заявления. В какой-то момент прокурор как бы между делом спросил, поддерживает ли Чубайс отношения с бывшим замгендиректора госкорпорации Андреем Малышевым. Получив утвердительный ответ, продолжил любопытствовать - в России ли он сейчас?
- Не буду отвечать на вопрос о его местоположении, — не растерялся Чубайс.
- Мы хотим вручит ему повестку, - не унимались прокуроры.
- Это ваша работа, - отрезал свидетель и отвернулся.
Бывший заместитель Меламеда, который, по который по некоторым данным, находится в Европе, напомним, был арестован заочно.
Итак, допрос Чубайса продолжался порядка двух часов. Около пяти часов вечера через ту «порубленную» завхозом суда дверь, он покинул здание суда вместе с двумя охранниками. После этого приставы практически силой стали выгонять из суда посетителей.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал