Вьетнамские власти зря пугали гостей саммита АТЭС последствиями тайфуна, обрушившегося на центральные районы страны около недели назад. По прилету в Дананг гостей встречало яркое солнце и практически голубое небо. А о разбушевавшейся стихии напоминали разве что сваленные вдоль дороги груды мусора, кирпичей, мокрых листьев и строительной арматуры. Впрочем, не исключено, что они спокойно лежат здесь круглый год. В отличие от соседнего Китая коммунистическая партия Вьетнама не стала ради саммита закрывать предприятия и выселять граждан из родного города. Несмотря на присутствие сильных мира сего, жизнь в Дананге шла своим чередом: бегали по улицам жирные крысы, рыбаки ловили в океане свой ужин, а сотни кафе зазывали гостей на местные деликатесы - суп фо бо и лапшу с морепродуктами.
Но российской делегации было не до туристических развлечений. Незадолго до приземления Владимира Путина стало ясно: что-то пошло не так, и встреча с Дональдом Трампом, ради которой, собственно, и был предпринят этот изнурительный вояж, висит на волоске. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон, вылетая в Дананг, заявил, что никаких договоренностей не достигнуто. Более того: американской стороне вообще не понятно, "есть ли что-то достаточно существенное" для переговоров двух президентов. После этих слов даже видавшие виды дипломаты раскрыли рты. "Позвольте, - хотели, но в силу этикета не могли воскликнуть они, - Разве не сам Дональд Трамп первым объявил о своем желании встретиться с Владимиром Путиным и даже анонсировал темы предстоящего разговора? Разве не Госдеп опубликовал сообщение о намерении в деталях обсудить с Кремлем создание новых зон деэскалации в Сирии? И наконец, разве не Белый дом хотел попросить у Владимира Путина помощи в решении проблемы КНДР?" Все это были не какие-то слухи или домыслы. А заявления официальных представителей американской администрации, причем сделанные публично. Поэтому тревожным сигналам о срыве переговоров в российской делегации поначалу не поверили. Настолько они противоречили здравому смыслу и общепринятой международной практике. Но какой может быть здравый смысл, когда речь идет о Трампе?
Пока Владимир Путин в своей гостинице тет-а тет общался с президентом Филиппин Родриго Дутэрте, дипломаты продолжали зондировать почву: по предварительной договоренности встреча лидеров РФ и США планировалась на первую половину дня пятницы. В графике ВВП под нее было зарезервировано время, а в переговорной уже лежали штандарты двух стран. "По линии протокольных служб продолжается обсуждение, - крепился Дмитрий Песков, - Ясности пока нет. От наших американских коллег поступает противоречивая информация". Пресс-секретарь президента, как известно в прошлом тоже дипломат, и это явно мешало ему назвать вещи своими именами. Между тем, пользователи соцсетей уже вовсю обсуждали: является ли поведение Трампа политическим хамством? И как Путину следует ответить на публичное унижение?
Примечательно, что американская сторона не просто дезавуировала свои собственные заявления. Дональд Трамп в Дананге будто бы специально бегал от Владимира Путина. На саммите АТЭС он появился до начала официальной программы, сообщив, что США пока останутся в организации, но не будут вступать в соглашения и подписывать декларации, связывающие им руки и ограничивающие суверенитет страны. Союзам с большим количеством участников Америка, по его словам, отныне предпочитает двусторонние отношения, а принципам свободной торговли - "торговлю честную", отвечающую интересам обеих сторон. "США больше не будут закрывать глаза на нарушения, жульничество или экономическую агрессию", - предупредил Трамп. После этого он покинул саммит, проигнорировав два основных мероприятия - встречу лидеров с Деловым советом и представителями стран, входящих в блок АСЕАН. "Пока у президентов не было возможности поприветствовать друг друга и переговорить. Путин участвует во встрече АТЭС-АСЕАН. Трампа тут нет", - в 18.00 по местному времени констатировал Дмитрий Песков.
Глядя на пустующее кресло американского коллеги, ВВП мужественно пытался сдержать обуревавшие его чувства, чего нельзя сказать о главе МИД РФ Сергее Лаврове. Главный российский дипломат первым дал волю эмоциям, практически наорав на журналистов, решивших поинтересоваться перспективами встречи Путина и Трампа.
- Обращайтесь к американцам, мы вообще на эту тему не говорим. Мы говорим, что мы слышали о желании президента Трампа встретиться с президентом Путиным, высказанное самим президентом Трампом, - вполне резонно заметил Лавров, - Что говорят остальные его чинуши, я не знаю и не могу за это отвечать.
Глава МИД очевидно хотел добавить свою коронную фразу про "дебилов", тем более, что здесь она была бы как нельзя более уместна. Но чудом удержался.
В итоге в действие вступил план "В": российский президент дисциплинированно отработал всю программу саммита и практически не опоздал ни на одну из двусторонних встреч, которых помимо Дутерте, у него было три - с японцем Синдзо Абэ, вьетнамским президентом Чан Дай Куангом и председателем КНР Си Цзинпином. Правда, во время протокола по большей части говорили другие, а ВВП молчал. Бывают ситуации, когда даже хладнокровие и выдержка разведчика дают сбой...
Последняя возможность все-таки встретиться в пятницу у Путина и Трампа была на приеме, который в честь лидеров экономик форума АТЭС давал президент Вьетнама. По традиции торжественному ужину предшествует совместное фотографирование участников саммита в национальной одежде страны-хозяйки. И хотя у Вьетнама разновидностей традиционного костюма масса, организаторы остановились на самом скучном - длинной рубашке синего или белого цветов. И тут наконец, случилось то, чего так долго ждали. Дональд Трамп подошел к уже занявшему свое место Владимиру Путину и как ни в чем не бывало пожал ему руку, да еще похлопал по плечу: мол, все нормально, старина.
Впрочем, долгожданная встреча была недолгой. После того, как отщелкали затворы фотоаппаратов, президенты вновь разошлись в разные стороны: на торжественном приеме между ними посадили шесть человек. И этим людям явно было не за чем вникать в перипетии российско-американских отношений.
Читайте также: "Путин и Трамп встретились "на бегу": поговорили, используя язык жестов"