«Трамп — психически невменяемый человек, — заявил с трибуны ГА ООН Ли Ен Хо. — Он мегаломан, и его осуждает даже американский народ».
Президент США не замедлил с ответом. «Только что слышал речь министра иностранных дел Северной Кореи в ООН, — написал Трамп в своем микроблоге. — Если он будет повторять мысли маленького «человека-ракеты», долго им не протянуть».
«Человеком-ракетой» американский лидер назвал Ким Чен Ына еще в ходе собственного выступления на Генассамблее, подчеркнув, что США готовы сделать все для ликвидации северокорейской угрозы себе и союзникам.
Пхеньян в ответ опубликовал официальное личное заявление Ким Чен Ына, в котором тот назвал президента США «испуганной лающей собакой» и обещал «укротить его огнем».
Разумеется, американо-северокорейские отношения и ранее было сложно назвать теплыми. Однако сейчас «обмен любезностями» между лидерами стал фактически самой главной темой, обсуждающейся в связи с сессией ГА. Как далеко может зайти словесная пикировка? Об этом «МК» рассказал кореевед, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН Георгий ТОЛОРАЯ.
«Конечно, как говорится, оба лидера хороши. Я не припомню случая, чтобы руководители стран — тем более ответственного государства, каковым себя считают США, — обменивались подобными заявлениями, — подчеркнул эксперт. — Притом что, как выяснилось, у Трампа в проекте его речи для Генассамблеи столь резких высказываний в адрес КНДР не было, он их добавил уже от себя, чем вызвал крайне резкую реакцию Ким Чен Ына. Северокорейский лидер выступил с личным заявлением, что беспрецедентно для данной страны. Поэтому, разумеется, напряженность возросла.
С другой стороны, возможно, что угрозы Ким Чен Ына заставят американское руководство несколько скорректировать свою позицию и предпринять меры для предотвращения эскалации. По сути, заявления лидера КНДР — замаскированный призыв к переговорам. Специалисты сходятся в том, что Пхеньян в принципе может прибегнуть к атмосферному ядерному взрыву (пока северокорейские ядерные испытания проводились на земле или под землей. — «МК») — это будет представлять угрозу не только миру и стабильности, но и непосредственно жизням людей, поскольку заражение пойдет на сотни километров от места проведения подобного испытания.
Поэтому стоит надеяться, что люди из окружения Трампа заставят его предпринять меры для снижения напряженности, хотя вариантов все меньше и меньше. Но другого пути нет, другой путь — только война, которая будет разрушительной и мало что решит. Начинать войну, чтобы избежать войны — довольно странно даже для Трампа. Ким Чен Ын же едва ли всерьез намерен на кого-то нападать, потому что речь идет о выживании северокорейского режима. А в случае агрессии его государство и он сам будут уничтожены.
Важно понимать, что Трамп, как уже было сказано, озвучил личную позицию. Я не уверен, что если он отдаст приказ об ударе по КНДР, американские военные поспешат его выполнять — они как раз понимают, с какими опасными последствиями будет связана такая операция. Остается рассчитывать на здравомыслие представителей политического истеблишмента США, которые, как мы наблюдали уже неоднократно, «тормозили» наиболее сомнительные инициативы президента».