Организаторами мероприятия выступили набирающая все больший вес Роскомсвобода, монотонно увядающий ПАРНАС, Пиратская партия, которая много лет веселит своим названием обывателей, а также ряд оппозиционных организаций. Митинг против цензуры в интернете уже проходил в Москве в июле, тогда он собрал около двух с половиной тысяч участников на Бульварном кольце.
Право на доступ к информации, право на шифрование частных коммуникаций и право на анонимность остаются фундаментальными цифровыми правами, которые у нас хотят отобрать, считает юрист организации Роскомсвобода Саркис Дорбинян, один из инициаторов протестов против цензуры в интернете.
«Пора качать права, - заявил он в соцсетях, призывая выйти на митинг. - Пока не стало ещё слишком поздно».
Дорбинян, кстати, один из защитников Дмитрия Богатова, находящегося под домашним арестом администратора узла Tor. С его IP адреса кто-то написал призыв экстремистского содержания, в чем и обвиняют теперь самого Богатова. В его поддержку шла отдельная колонна, скандировавшая: «Один за всех и все за интернет».
Еще одной колонне в защиту журналиста «Новой газеты» Али Феруза не суждено было «сбыться» – всех ее участников отправили в автозак.
В самом начале акции оргкомитет митинга против цензуры испытали на себе ее действие. Им на одно слово «укоротили» основной баннер. Из растяжки «Интернет не заберете, гады». Вот как раз «гадов» полицейские аккуратно вырезали ножницами перед началом акции.
Среди митингующих было немало «левых», националистов, анархистов и даже представителей ЛГБТ-движения. Для последних, впрочем, мероприятие закончилось быстро и драматично. Началось все с конфликта – внутреннего. На проспекте Сахарова появилась группа активистов ЛГБТ с присущей им радужной символикой. Одна из девушек стала разворачивать цветной флаг, но из другой колонны на нее набросились представители националистов и с нецензурными комментариями вырвали у нее из рук знамя движения. Девушка расплакалась, ее соратники засвистели и стали словесно выражать недовольство. Вдруг сотрудники ОМОНа ворвались на проспект через ограждения, схватили под руки девушку, лишенную флага, а заодно прихватили пожилую женщину, которая попыталась вмешаться и предотвратить задержание. Впрочем, на дальнейший ход митинга инцидент не повлиял, разве что несколько спикеров упомянули в своих выступлениях действия полицейских.
Националисты включились в общий хор со своими речевками. Анархисты кричали: «Права берут, а не дают». Всего на митинг собралось не более двух тысяч человек.
Администратор «Протестной Москвы» Михаил Чичков рассказал, что закон Яровой нарушает ряд законодательных норм Евросоюза о защите информации. «Значит, российские IT компании не смогут работать за рубежом», - подчеркнул он.
Дмитрий Семёнов со сцены рассказал, что лично на себе испытал действие законов об ограничении в интернете. В частности, он был осужден за репост фотографии депутата Виталия Милонова, на которой была написана фраза об уходе из жизни в случае отказа от православия.
Ян Катилевский, блогер и активист рассказал, что его били, жгли машины, потом “посадили за то, что я обличал всякую нечисть , но я жив только благодаря интернету”.
Но больше всех толпа аплодировала руководителю московского штаба Алексея Навального Николаю Ляскину.
Он посетовал на то, что в акции участвует мало людей, но сказал, что и такого количества «они боятся».
Ляскин предложил в качестве флешмоба «писать всю правду о чиновниках».
«Все их соседи, все их родственники должны знать всю правду о них», - призвал Ляскин.
Александр Летреев, создатель «Красной кнопки» сказал: «Сегодня Россия стоит на распутье между двумя дорогами: в светлое будущее с развитыми технологиями, свободным интернетом и - дорогой в никуда».
Как отметил кто-то из выступавших, одним из самых актуальных лозунгов этого дня стало «К черту дождь». Намокшие и несколько обескураженные неожиданными задержаниями протестующие разошлись.
«Вот тебе и свободный интернет, впервые вижу, чтоб за радужные флаги винтили», - приговаривали они.