С чем может быть связана эта внезапная атака на молдавское правительство? Кто за ней стоит? На первый взгляд, вариантов ответа два. Первый: никто не стоит, это действительно борьба с коррумпированными чиновниками. Второй: за «наездом» на кабинет министров стоит президент Додон, которому данный кабинет подложил уже не одну свинью, проводя за его спиной свою собственную политическую линию во славу НАТО и Вашингтона.
Оба ответа неправильные. Хотя бы потому, что президент Молдавии не имеет никаких рычагов влияния на Генпрокуратуру и Национальный центр по борьбе с коррупцией. Обе эти структуры подконтрольны главному молдавскому олигарху – Владу Плахотнюку, который успешно использует кампанию по «борьбе с коррупцией» для устранения своих конкурентов. Эксперты Европейского центра Карнеги пишут в аналитической записке, опубликованной в мае этого года: «Власть Плахотнюка основана на полном поглощении государственного аппарата, включая контроль над судебной системой, Генеральной прокуратурой и Национальным центром по борьбе с коррупцией». Плахотнюк сегодня контролирует как законодательную власть через подчиняющееся ему парламентское большинство, так и исполнительную через «своего» премьера Павла Филиппа. Его главный политический конкурент – экс-премьер Влад Филат – осужден за коррупцию на девять лет. Масштабная чистка государственного аппарата от оппонентов Плахотнюка идет с осени прошлого года, под нее попал даже мэр Кишинева Дорин Киртоаке – племянник лидера Либеральной партии Михая Гимпу.
- В Молдавии сформирован полицейско-олигархический режим по обслуживанию интересов одного человека - олигарха и лидера правящей партии Владимира Плахотнюка, который просит, чтобы все его называли Владом – как Дракулу. – говорит глава Международного Института новейших государств Алексей Мартынов. – Он контролирует в стране все: парламент, министерства, ведомства, силовые структуры, суды, спецслужбы. Антикоррупционный центр – это его опричники. Он ведет дела так, как считает нужным. Там и ворох заказных политических убийств, политические репрессии, политические заключенные сидят по тюрьмам. Были надежды, что президент Додон сможет изменить статус-кво, но пока дальше слов он не идет. После его инаугурации парламент отобрал у Додона даже те небольшие рычаги влияния, которые у него еще оставались, вроде права назначать директора СИБ (служба информации и безопасности). Если бы он был ярким харизматичным лидером, вождем своего народа, он мог бы, опираясь на большинство населения, которое его избрало, попытаться изменить ситуацию. Но он даже не пытается.
- Тогда в чем смысл этой «антикоррупционной» кампании?
- В Молдавии коррупцией называется все, что «идет не в ногу» с Плахотнюком. И борьба с коррупцией – это инструмент борьбы с теми, кто отказывается работать на Плахотнюка. Напомню историю с Ренато Усатым, мэром второго по величине города Молдавии – Бельц. Успешный мэр, прекрасный руководитель. Но с декабря прошлого года он находится в Москве и руководит городом по скайпу. Потому что он вступил в конфликт с Плахотнюком, и на него было заведено около десятка уголовных дел.
- Для российского вице-премьера Рогозина виртуальный «наезд» на Плахотнюка привел к объявлению его персоной нон-грата.
- Меня тоже ровно два года назад объявили нон-грата сроком на 5 лет. Все это было бы смешно, если бы не нагнетание обстановки вокруг Приднестровья. Если бы на прошлой неделе в 5 утра в Кишиневе со стрельбой не проводились совместные учения полиции и армии по проведению некой спецоперации в черте города. Я боюсь, как бы они сдуру не начали войну. Интересно, что недавно Плахотнюк летал на инструктаж в Вашингтон.
- А какие отношения у Плахотнюка с Додоном?
- Олигарх рассматривает Додона как своего рода «предохранитель» между ним и народом, и между ним и Москвой. В случае чего, сгорит предохранитель. Плахотнюк, кстати, имеет российский паспорт. При наличии политической воли его можно привлечь к ответу за его преступления по российским законам. Почему это не происходит, почему ему позволяют безнаказанно депортировать десятки российских граждан – журналистов, экспертов, политиков – это вопрос. Я что-то не вижу никаких ответных российских санкций. Только слышу заклинания Додона: «вы только ничего не делайте, а то люди пострадают». А почему наши люди должны страдать?
Ничего не напоминает? В профессиональные обязанности зицпредседателя Фунта из «Золотого теленка» входило работать подставным руководителем фирмы, прикрывая настоящего, «теневого» хозяина. А при возникновении проблем с законом – садиться вместо него в тюрьму. Я надеюсь, что президент Додон хорошо знает классику.