Законопроект был внесен группой единороссов еще в прошлом созыве, накануне выборов в Госдуму. Они предложили прописать в Трудовом кодексе право представителей работников на участие в заседаниях коллегиальных органов своих предприятий — с совещательным голосом. «Много говорилось в последнее время о высоких зарплатах топ-менеджеров, эта проблема стоит остро, да и вообще в условиях кризиса работодатели часто принимают необоснованные, непонятные работникам решения», — объяснял в зале пленарных заседаний представитель ФНПР в «ЕР» Андрей Исаев. Вообще-то и сейчас право профсоюзов иметь своих представителей в коллегиальных органах управления предприятиями закреплено законом «О профессиональных союзах…», но оно «не подкреплено обязанностью работодателей создать условия для этого», сказал докладчик. В тексте не прописано, о каких именно коллегиальных органах идет речь. Г-н Исаев пояснил «МК», что на разных предприятиях эти органы называются по-разному (совет директоров, наблюдательный совет, попечительский совет, правление) и конкретизировать, о чем именно идет речь, будут работники на переговорах с работодателем.
Механизм определения, кого именно допустят в «святая святых», предложен аналогичный тому, что действует при заключении коллективных договоров между профсоюзами и работодателями. Если есть профсоюз, объединяющий более 50% работников, — право избрать своих представителей и оговорить условия их участия в заседаниях коллегиальных органов управления получает он. Если на предприятии несколько мелких профсоюзных организаций, они смогут на конференции совместно избрать представителя. Если профсоюзов нет вовсе — избрать представителя вправе собрание трудового коллектива.
Глава Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил, что законопроект «поспособствует снижению социальной напряженности и поможет в зародыше гасить возможные конфликты». Он напомнил, что и правительство, и объединения работодателей выступили против этой инициативы, но выразил надежду, что в рамках специально созданной рабочей группы удастся достичь компромисса. Правительство, в частности, увидело в предложении депутатов противоречие с Гражданским кодексом и покушение на права собственников.
Некоторым депутатам текст показался недостаточно радикальным: Андрей Альшевских («ЕР») предложил наделить представителей работников правом решающего голоса. Но г-н Исаев заметил, что в таком случае эти представители при голосовании всегда окажутся в меньшинстве и в «щекотливой ситуации».
Денис Кравченко («ЕР») напомнил, что многие предприятия почти всегда работают на кредитах, «а работников мало волнует высокая закредитованность, их больше интересуют социальные гарантии и зарплата», и предложил ко второму чтению определить перечень вопросов, к обсуждению которых их представителей стоит допускать. Но г-н Исаев ответил, что «работники имеют право знать все и по всем вопросам высказывать свое мнение, но решать все равно будет работодатель».
Александр Сидякин («ЕР») поинтересовался международным опытом по этой теме. В качестве примеров аналогичных решений были названы производственные советы в Германии, которые работают под контролем профсоюзов и имеют право заслушивать работодателя по определенному кругу вопросов.
Многие обращали внимание на то, что работодатель сможет объявить коммерческой тайной даже информацию о зарплате — и на этом основании отказать работникам в доступе к ней. Кстати, именно ссылаясь на невозможность защитить коммерческую тайну в случае принятия законопроекта, работодатели и отказались его поддержать. Г-н Исаев пообещал ко второму чтению этот вопрос «урегулировать».
Все фракции инициативу поддержали. Алексей Куринный (КПРФ) выразил надежду, что «самые наглые и некрасивые варианты злоупотребления руководством своим положением станут объектом внимания трудового коллектива и могут быть предотвращены». Депутат предложил предусмотреть в Кодексе об административных правонарушениях специальную статью с жесткой ответственностью за создание препятствий в реализации закона, потому что «профсоюзов сильных на предприятиях почти не осталось, а противодействие работодателей появлению их представителей в коллегиальных органах будет колоссальное». Олег Шеин («СР») тоже говорил о слабости российских профсоюзов, которая может свести на нет все благие начинания. А Михаил Тарасенко («ЕР») призвал «не строить иллюзий»: «ничего кардинально не изменится, за все надо бороться, а под лежачий камень вода не течет»…
Позднее в разговоре с «МК» г-н Исаев уточнил, что на первом этапе воспользоваться новым законом смогут в тех организациях, где уже есть коллективные договора. Они заключаются на три года, но и до истечения срока действия в текст специальным протоколом могут быть внесены изменения о представителях работников в коллегиальных органах управления.
Впрочем, с учетом всего вышесказанного перспективы принятия закона пока представляются туманными.