Сотрудники ФСО, кадровые требования к которым ужесточаются, смогут безвозмездно использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские и речные порты, обеспечивать стоящие на стоянке воздушные суда и иные транспортные средства. Если сейчас в соответствии с законом «О государственной охране» им дано право при необходимости временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, не пускать транспорт и граждан на отдельные участки местности и объекты и эвакуировать автомобили, то теперь они смогут перекрывать, ограничивать и запрещать движение и на трассах проезда (передвижения) объектов охраны. Видимо, на всем протяжении этих «трасс», то есть маршрута? Члены профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции, к которым «МК» обратился за комментариями, объяснить это положение законопроекта не смогли, на заседании комитета инициатива обсуждалась в закрытом режиме, а на пленарном заседании данный вопрос не поднимался…
Перечень оснований, позволяющих сотруднику ФСО стрелять, остается прежним. Например, применять оружие ему можно для защиты объектов охраны от нападения либо от угрозы нападения, для пресечения попыток нападения либо угрозы нападения на самих сотрудников ФСО, для задержания тех, кто оказывает сопротивление, и т.д., и т.п. Но оговорка, разрешающая применять оружие лишь «в качестве крайней меры», убирается.
Г-н Кондратюк на пленарном заседании Госдумы заявил, что все изменения будут иметь большое практическое значение. А их необходимость он объяснил тем, что за последние 5 лет осложнилась внешнеполитическая обстановка, к тому же «не прекращаются попытки радикальных сил воздействовать на внутриполитическую ситуацию в Российской Федерации», и государство «столкнулось с новыми вызовами и угрозами».
Глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв («ЕР») сказал, что ФСО теперь наделяется теми же полномочиями, что уже имеют ФСБ и Росгвардия.
Олег Нилов («СР») спросил, сколько сейчас в России объектов спецохраны, и робко напомнил о «соответствующих реакциях многих граждан, когда они по полчаса и больше стоят в пробках по случаю пропуска вот таких должностных лиц». Г‑н Кондратюк точное число охраняемых лиц не назвал, заметив, что так как охрана положена и руководителям других государств, приезжающим в Россию, «количество варьируется по мере активности нашей внешнеполитической деятельности». Кстати, законом постоянная опека ФСО гарантирована президенту (действующему и бывшим), премьер-министру, спикерам обеих палат парламента, главам Конституционного и Верховного судов, генпрокурору и главе Следственного комитета. Президент вправе своим указом предоставлять госохрану и другим гражданам РФ.