5 апреля прошло первое после массовых акций 26 марта пленарное заседание. Но во время «часа заявлений» «скользкую» тему затронули лишь КПРФ и ЛДПР. Из полной недомолвок речи Тамары Плетневой (КПРФ) следовало, что «вырастили» Навального совместными усилиями Администрация Президента, выпустившая его в 2013 году на выборы мэра Москвы, и некие внешние силы, которые «не смогли справиться с Россией ни санкциями, ни вооруженными конфликтами, и теперь решили разложить изнутри общество». Этот «неглупый молодой человек» использует «больные для населения вопросы» вроде коррупции, а если «в следующий раз возьмет еще больнее — ЖКХ, тогда вообще не знаю, сколько будет народа», пророчила недоброе коммунистка. 26 марта, по ее словам, на улицы «и контингент вышел другой, не советский, молодежь вышла», и если только запретами действовать, «ничего не получится»: «народ пока молчит, но появилась новая фигура, они идут за ним, и вот это будет страшно». «Это» — конечно же, «оранжевая революция».
Лидер ЛДПР по примеру президента и премьер-министра отказался называть по фамилии «некоторых товарищей», чтобы «не рекламировать», и тоже призвал лучше «работать с молодежью». Спикер Вячеслав Володин тут же предложил в середине мая провести парламентские слушания о повышении эффективности молодежной политики с участием руководства Минобразования и Росмолодежи…
Тем временем в зале раздавали протокольные поручения. Одно из них, подготовленное коммунистами, предлагало запросить у исполнительной власти «информацию и организовать проверку по фактам, упомянутым в расследовании ФБК «Он вам не Димон». Это протокольное поручение было обречено на отклонение.
Зато на принятие было обречено предложение группы единороссов запросить в Генпрокуратуре информацию «о возможных коррупционных связях бывшего депутата Д.Н.Вороненкова» и «сообщить, кто работал в руководстве Прокуратуры города Москвы в период с 2000 по 2003 год» (по телевизору сообщили, что некто в прокуратуре столицы прикрывал убитого на Украине экс-коммуниста). Это поручение демонстрировало намерение «Единой России» непримиримо бороться с коррупцией и заодно посылало «привет» одному из авторов поручения, подготовленного КПРФ, — Юрию Синельщикову (в 2000–2003 годы он был заместителем прокурора города Москвы)…
А потом Госдума приняла в первом чтении законопроект, внесенный группой единороссов: он приравнивал уличные встречи с избирателями депутатов всех уровней к массовым мероприятиям вроде митингов или демонстраций. О намерении такую встречу провести надо будет не позднее чем за 7 дней уведомить местные власти и согласовать с ними время и место ее проведения. «В целях обеспечения безопасности», — уверяла автор Ирина Белых («ЕР»).
Представитель Комитета по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин («ЕР») предложил законопроект поддержать. «Право проводить встречи с избирателями никто не отбирает, просто уточняется порядок их проведения, в законодательстве был правовой пробел, и мы его устраняем», — сказал он.
«Пробел» в законодательстве зиял как минимум с 2005 года, когда был принят закон «О собраниях, митингах…», но только сейчас у нас появились готовые его задраить, даже в ущерб собственному статусу, депутаты. «В целях безопасности», конечно.