В 2014 году в отношении нескольких российских предпринимателей и политиков были приняты персональные санкции США и ЕС. В основном это были люди из окружения Путина. Да он и сам подтвердил во время прямой линии 17 апреля 2014 года: «Да, это мои хорошие знакомые, друзья. Они зарабатывали свои капиталы еще до того, как мы были знакомы». В это число попали Геннадий Тимченко, Аркадий Ротенберг, Юрий Ковальчук и другие.
Вскоре после выступления Путина в Госдуму был внесен законопроект о том, чтобы компенсировать из государственного бюджета убытки предпринимателей, которые попали под санкции. Но тот же Дмитрий Гудков поднял шум, и закон (его тогда назвали законом Ротенберга) положили под сукно, чтобы не сердить общественность.
Теперь закон о помощи опальным для Запада олигархам из «ближнего круга» внесли по-тихому. После сообщений о том, что он обсуждался на комитете Госдумы, председатель комитета Андрей Макаров лишь гораздо позже дал скупой комментарий.
Сперва появилась даже версия, что никакого такого законопроекта и нет, а это все Гудков придумал.
Обсуждение, однако, было. В этом «МК» признался член Комитета ГД по бюджету и налогам, депутат от «Единой России» Евгений Федоров. Правда, сделал он это, как бы отстранившись от происходящего:
— Я был на том комитете, но когда этот закон обсуждался, я выходил с заседания. Знаю, что закон одобрили, у меня есть материалы комитета, которые об этом говорят. Но на первое чтение он еще не внесен.
— Подобный закон о поддержке «ближнего круга» уже вносился, но был отвергнут. Как произойдет сейчас?
- Логика этого законопроекта шире, чем вы говорите. Речь идет о совершенствовании налогообложения людей, которые живут и работают как у нас в стране, так и за границей. Мы постоянно этим занимаемся.
Нужно избежать и двойного налогообложения, и поддержать резидента, который вопреки санкциям продвигает российский продукт на Запад. Сейчас под персональными санкциями десятки людей, вот и я лично нахожусь под санкциями. То есть закон касается при определенных обстоятельствах и меня. (Напомним, что вчера ЕС продлил персональные санкции против россиян - «МК»).
Но говорить, что он написан ради каких-то конкретных персон — не верно. Мне кажется, что антироссийские санкции продлятся долго, персональные санкции будут усиливаться, и число попавших под них российских предпринимателей возрастет.
По мере продвижения России по пути восстановления суверенитета и исторических границ, по мере разрушения однополярного мира сопротивление будет усиливаться, и под санкции попадут уже не десятки, а тысячи российских предпринимателей. И наше налоговое законодательство следует пересматривать, исходя из этого. Очень хорошо, не вникая в детали этого закона, что законодатели смотрят в будущее.
— А как вы объясните экономическую логику: почему обычный рядовой гражданин должен расплачиваться за миллиардера, попавшего под санкции? Ведь мы должны будем вернуть им из бюджета деньги, которые они заплатили в качестве налогов за три года...
— Ну я же сказал, что не присутствовал на обсуждении и не знаю таких деталей.
О лукавстве этих деталей, которые не знает член комитета ГД, «МК» рассказал Дмитрий Гудков:
«Согласно законопроекту, если налоговый резидент нескольких стран попал под санкции, то возмещать его убытки должен российский налогоплательщик. Проект появился без повестки, по-тихому, в виде технических поправок к налоговому законодательству...
Я думаю, что этот закон не заказан Путиным. Если бы Путин дал команду — закон бы приняли без шума и вопросов, наплевав на все медийные и политические риски. Но у президента других дел хватает.
Зачем ему такие команды давать в преддверии президентских выборов? Он теперь у нас занимается милосердием — освобождает политических заключенных. Публично лоббировать интересы олигархов ему совершенно невыгодно.
Поэтому предполагаю, что эти его друзья внесли законопроект сами, через своих депутатов. С молчаливого согласия. Если получится протащить закон — прекрасно, если не получится — ну и ладно. Так было, когда вносился «закон Ротенберга».
О возможности принятия закона действующий депутат Федоров и бывший — Гудков высказались примерно в одном и том же ключе. Если на него общество не обратит внимания — то примут, ну а если возникнет такой же шум и скандал, как вокруг «закона Ротенберга», то отложат.
Читайте материал "В Совфеде поддержали отмену налогов для подсанкционных друзей Путина"