Напомним, что и глава правительства Молдовы Павел Филип, и спикер молдавского парламента Андриан Канду — представители Демократической партии, «владельцем» которой является олигарх Плахотнюк. Оба обязаны Плахотнюку своим назначением. А Канду к тому же является его «финном». (То есть олигарх был посаженым отцом на его свадьбе. В Молдове такие связи столь же крепки, как и родственные.) Таким образом, в настоящее время главный кукловод Молдовы контролирует как парламент, так и правительство. Назначенцы Плахотнюка уже начали тихую войну с президентом, занимаясь саботажем его решений.
Недавно премьер-министр Молдовы Павел Филип не утвердил требование Додона отозвать посла республики в Румынии Михая Грибинчу. Последний в интервью румынскому изданию подверг критике указ своего президента о лишении молдавского гражданства бывшего румынского лидера Траяна Бэсеску. Додон вполне резонно счел высказывания посла несовместимыми с его статусом. Действительно, задача дипломата — достойно представлять страну, а не критиковать публично действия ее руководства. Но премьер-министр, похоже, считает иначе. В ответ президент отказался выдавать аккредитации новым послам до тех пор, пока Грибинча не будет отозван из Бухареста.
Следующий сюжет возник из-за кандидатуры нового министра обороны. Додон отказался назначать на этот пост, который недавно стал вакантным, министра экологии и зампредседателя Либеральной партии Валериу Мунтяну, которого предложил премьер. Мунтяну 36 лет, к армии он не имеет никакого отношения, но известен своей прорумынской и пронатовской ориентацией. В связи с решением Додона депутаты от прорумынской Либеральной партии во главе с ее председателем Михаем Гимпу обратились в Конституционный суд. 24 января суд уточнил полномочия главы республики в вопросе назначения членов кабмина. Как заявил глава КС Александр Тэнасе, президент «не несет никакой ответственности за деятельность правительства» и отклонить предложенную премьер-министром кандидатуру он может только один раз. То есть, по мнению Конституционного суда, президент обязан утверждать кандидатуры министров, предложенные премьером.
Додон прокомментировал это решение на своей странице в Facebook. «Скорее приму решение о референдуме, чтобы представить свои действия и решение правительства на суд народа, но не подчиняться давлению парламентского большинства. Уверен, что люди будут на моей стороне», — написал он. То есть он, по сути, отказался подчиняться решению КС. А на «той стороне» Додону уже открыто грозят импичментом. Его готова инициировать все та же Либеральная партия. Правда, у нее всего 12 депутатских мандатов, а для внесения законодательной инициативы об импичменте необходимо 34. Но очевидно, что война началась.
Сейчас Додон скован по рукам и ногам. Сегодня полномочия президента в Молдове стремятся к нулю. Однако, в отличие от своих предшественников, Игорь Додон имеет мандат не от парламента, а от народа, поскольку избирался всенародным голосованием. Он также имеет ответственность перед своими избирателями. Однако для того, чтобы иметь возможность проводить свой курс, ему для начала нужно получить реальную власть в своей стране. 24 января на встрече с журналистами президент заявил, что намерен инициировать референдум о наделении его правом распускать парламент. На мой взгляд, народ в этом вопросе поддержит Додона. В этом случае парламент может быть распущен, а на новых выборах у Партии социалистов Додона тоже неплохие шансы. И только тогда Додон получит возможность проводить заявленный им курс.
Впрочем, многое может измениться во время намеченного на 6–7 февраля визита Додона в Брюссель, где чиновники из ЕС и НАТО постараются задушить его в объятиях.