— Господин посол, в последнее время Азербайджан и вы лично все чаще фигурируют в российских СМИ. В этой связи как вы видите место вашей страны в мире и какова роль России в жизни Азербайджана?
— Вспоминается известный афоризм о том, что география — это судьба. Азербайджан веками располагался на пересечении торговых маршрутов, будучи важным звеном исторического Великого Шелкового пути. И сегодня наша страна продолжает играть эту роль, активно участвуя в глобальных коммуникационных проектах коридоров «восток — запад» и «север — юг».
Россия — наш крупнейший сосед, с которым нас связывает общая история, культурно-гуманитарное и информационное пространство, миллионы межличностных контактов, многочисленная азербайджанская община в России и русская — в Азербайджане. Русский язык продолжает оставаться важным фактором в жизни нашей страны. Думаю, это один из немногих примеров, когда граждане могут получать в полном объеме среднее и высшее образование на русском языке в рамках национальной системы образования. Кроме того, в Баку при непосредственной поддержке президента Азербайджана Ильхама Алиева открыты и успешно функционируют филиалы МГУ и Первого московского государственного медицинского университета им. Сеченова.
Наши страны активно развивают торгово-экономическое сотрудничество, в том числе и с регионами Российской Федерации. Россия — наш крупнейший партнер. С участием наших стран претворяются в жизнь и многосторонние проекты, такие как транспортный коридор «север — юг», который свяжет российские порты на северных морях с Персидским заливом.
И самое отрадное, что мы имеем потенциал для дальнейшего развития этих равноправных взаимовыгодных отношений и обладаем общей устремленностью двигаться в этом направлении.
— Недавно министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян критически высказался о вашей дипломатической деятельности. В ответ последовали заявления сначала возглавляемого вами посольства, а потом и посольства Армении в России. Что вы можете сказать про состоявшийся «обмен любезностями»?
— Прежде всего я хотел бы посочувствовать г‑ну Налбандяну, который прошел еще советскую школу дипломатии, а потому не может не понимать, что та позиция, которой он пытается найти хоть какое-то оправдание, изначально ущербна, ибо в корне противоречит Уставу ООН и всем нормам и принципам международного права.
Невозможно доказать, что черное является белым. Армения оккупировала территорию другого государства и теперь пытается объяснить всему миру, что так и должно быть. Но это же абсурд!
Весь мир признает территориальную целостность Азербайджана в его существующих границах. Совет Безопасности ООН, чьи решения носят императивный характер, еще в 1993 году принял четыре резолюции: 822, 853, 874, 884. В них СБ ООН, «подтверждая суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики», «недопустимость применения силы для приобретения территории», потребовал «одностороннего вывода оккупирующих сил» из захваченных ими районов Азербайджана.
В 2008 году Генассамблея ООН приняла резолюцию 62/243 «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», где в очередной раз зафиксировала позицию мирового сообщества, потребовав «немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики».
Тут, как говорится, комментарии излишни, все предельно ясно: существуют карты, признанные всем миром, и там все четко видно. Есть Азербайджан, есть оккупация его территорий, есть агрессор, незаконно оккупирующий чужую территорию. Азербайджан никогда не смирится с последствиями осуществленной против него агрессии. Самооборона — это право каждой страны согласно Уставу ООН. Это и священный долг каждого народа с древности до сих пор.
А потому я как гражданин Азербайджана, как человек, чьи корни из Карабаха, чей отчий дом в Шуше ныне находится под оккупацией, заявлял и еще раз заявляю, что готов лично принять участие в отечественной войне за освобождение земель своей родины от захватчиков. Однако сегодня благодаря успехам государственного, в том числе военного, строительства, достигнутым в Азербайджане под руководством нашего президента Ильхама Алиева, потенциал наших вооруженных сил более чем достаточен, и во время апрельских событий министерство обороны заявило об отсутствии необходимости в привлечении добровольцев.
Как посол страны, подвергшейся агрессии, я использовал, использую и буду использовать любую возможность, чтобы объяснять российской и мировой общественности реальное положение вещей и привлечь ее внимание к недопустимости продолжения незаконной оккупации. К счастью, сейчас во всем мире, в том числе и в России, все больше людей стали прислушиваться к голосу правды.
— Говорят, нет худа без добра. В случае с конфликтом между Арменией и Азербайджаном последнее обострение ситуации способствовало активизации деятельности международных посредников и придало новый импульс встречам сторон, хотя еще недавно переговорный процесс явно пробуксовывал. Насколько известно, посредники работают над усилением миссии ОБСЕ по мониторингу ситуации в зоне конфликта. Каковы ее перспективы?
— Прежде всего необходим реальный прогресс в деле урегулирования, который должен начаться с реализации согласованного сторонами графика вывода армянских оккупационных сил. Именно в этом ключе можно обсуждать механизм усиления международного мониторинга указанного процесса.
Я уже говорил, что первоочередной задачей является разрешение конфликта на основе поэтапного плана урегулирования. Его результатом должно быть восстановление территориальной целостности нашей страны. Армянские оккупационные силы должны быть выведены с захваченных ими территорий. Только в таком случае возникнет необходимость усиления международного мониторинга.
В этом и состоит мандат международных посредников. Достижению именно этого результата в кратчайшие сроки должны способствовать сопредседатели Минской группы ОБСЕ и любые, в том числе полевые, миссии этой организации. В корне контрпродуктивно пытаться под вывеской миротворчества создавать механизмы закрепления существующего status quo. На такой подход Азербайджан согласия не даст, так как он неприемлем ни с точки зрения интересов нашей страны, ни согласно международному праву. Регион нуждается в мире, а не в дальнейшем затягивании последствий войны и консервации положения оккупации. Именно в этом направлении и необходимо прилагать совместные усилия.
— Господин посол, в последнее время из Азербайджана стали все громче звучать комментарии об опасности, связанной с Мецаморской АЭС в Армении. Что вы можете сказать по этому поводу?
— В конце апреля этого года весь мир отмечал скорбную дату — 30-летие катастрофы на Чернобыльской АЭС. А ведь Мецаморская АЭС имеет те же самые реакторы «чернобыльского» типа. Кроме того, она располагается в зоне высоких сейсмических рисков. Не случайно поэтому в 1989 году, после разрушительного Спитакского землетрясения, власти СССР посчитали целесообразным приостановить ее работу. Однако в 1995 году правительство Республики Армения инициировало возобновление работы второго энергоблока этой АЭС. Таким образом, здесь налицо объективные природные риски.
Удивительно, как спокойно взирают на эту вполне реальную перспективу катастрофы соседние страны. Ведь если «рванет» — мало никому не покажется. Прежде всего и больше всех пострадает сама Армения, рядом Грузия, Иран, Турция, естественно, Азербайджан. Именно поэтому мы призываем международное сообщество и Россию предпринять действенные меры по содействию в нейтрализации возникших угроз. Разве все должны молчать? Уж наверно, в Японии все было не менее безопасно и технологично. Но «рвануло» же! Да, там было цунами, а здесь может быть землетрясение. Ведь по историческим меркам Спитакское страшное землетрясение произошло не так давно, мы все его помним.
Но нас еще беспокоят и опасности, исходящие из безответственных заявлений и угроз некоторых военных и депутатов Армении, в том числе бывшего премьер-министра этой страны. Они заявляют об обладании возможностью создания ядерного оружия или так называемой «грязной бомбы», при производстве которой используются ядерные отходы. Думаю, нет особой нужды доказывать, что подобные эксперименты по задействованию и без того уже выработавшей все свои ресурсы Мецаморской АЭС для создания боевых устройств с радиоактивными компонентами чреваты серьезнейшими последствиями во всем мире.