Напомним, что в ночь с 1 на 2 апреля в зоне армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе вспыхнули ожесточенные бои с применением танков, артиллерии и авиации. Стороны обвиняют друг друга в нарушении перемирия и сообщают об огромных потерях противника. В этом нет ничего удивительного: залпам орудий всегда сопутствуют залпы другой войны — информационной.
Как развивались события в Карабахе 2–3 апреля
Около 8 утра 2 апреля пресс-служба МО Армении распространила первую информацию о наступлении азербайджанских войск по всей линии соприкосновения Армии обороны НКР и армии Азербайджана. Причины возобновления конфликта стороны называют разные. По данным армянской стороны, в ночь с 1 на 2 апреля имела место попытка прорыва на территорию Карабаха азербайджанской диверсионной группы. Группа была блокирована, на помощь своим азербайджанская сторона направила вертолеты и открыла артиллерийский огонь по населенным пунктам Карабаха. Затем подразделения армии Азербайджана предприняли попытку прорвать линию обороны армии НКР. Баку, в свою очередь, утверждает, что в ночь на 2 апреля позиции ВС Азербайджана и населенные пункты вдоль линии фронта подверглись обстрелу. Вследствие чего командование ВС Азербайджана приняло решение о контратаке.
В течение дня из Степанакерта и Еревана поступали сообщения об обстрелах населенных пунктов Нагорного Карабаха и о жертвах среди мирного населения. В частности, о гибели 12-летнего мальчика и двух раненых детях. Днем Армия обороны НКР сообщила о своих первых успехах: двух подбитых азербайджанских вертолетах, двух беспилотниках и трех танках. Вскоре пресс-служба министерства обороны НКР предоставила фотографии убитых азербайджанских военных, видео сбитого азербайджанского вертолета Ми-24, упавшего на территорию Карабаха, и фото лежащего на земле беспилотника израильского производства, которые используются в азербайджанской армии. Только после появления этих кадров Азербайджан признал потерю одного вертолета.
В середине дня пресс-служба Армии обороны НКР сообщила, что бои идут по всей протяженности линии соприкосновения. Особенно активные боевые действия идут на южном (Гадрут) и северо-восточном (Мартакерт) направлениях. Минобороны Армении сообщило об уничтожении азербайджанской разведывательно-диверсионной группы на подступах к населенному пункту Леонарх. Источники в армянских военных структурах сообщали о 40–50 убитых азербайджанских военных.
Если кто-то еще не понимал, что происходит, то все сомнения развеял посол Азербайджана в РФ Полад Бюль-Бюль оглы, который в своих интервью российским СМИ фактически официально признал, что Баку начал военные действия против Нагорного Карабаха с целью возвращения территорий. «22 года идут попытки мирного решения этого конфликта. Ну сколько же можно? Мы готовы к мирному решению вопроса. Но если не будет решаться мирным путем, то будем решать военным путем», — заявил он в субботу в эфире радиостанции «Говорит Москва». Эти необычные для дипломата речи живо напомнили август 2008 года в Южной Осетии, заявление командующего грузинскими миротворцами Мамуки Курашвили о том, что Грузия начала «восстановление своей территориальной целостности». Впоследствии генерал отказался от своих слов, заявив, что они были вызваны тяжелой контузией.
Ближе к вечеру стороны начали подводить итоги насыщенного дня. Министерство обороны Азербайджана сообщило о молниеносной и блистательной контратаке, проведенной в направлениях Агдере — Тертер — Агдам и Ходжавенд — Физули и о захвате ряда стратегических высот. «Во время проведенной в кратчайшие сроки быстрой контратаки в некоторых направлениях была прорвана первая оборонительная линия врага, которую они укрепляли годами, ряд возвышенностей стратегического характера и населенные пункты были полностью освобождены от врага. Возвышенности вокруг села Талыш, которые могут представлять угрозу для Гёранбойского района и города Нафталан, а также населенный пункт Сейсулан были полностью очищены от врага», — сообщили азербайджанские военные. Они также утверждают, что взяли под контроль возвышенность Лалетепе, которая расположена в направлении Физулинского района и позволяет держать под контролем обширную территорию. «Во время боев были выведены из строя принадлежащие армянам 6 танков, до 15 артиллерийских установок и укрепленные инженерные сооружения, погибли и были ранены более 100 военнослужащих врага», — утверждает азербайджанское минобороны. Свои потери Баку оценивает скромнее: в ходе боев 12 военнослужащих ВС Азербайджана «стали шахидами». Баку признал потерю одного вертолета Ми-24 и одного танка.
Минобороны Армении опровергло эти сообщения. «Сообщения о том, что азербайджанские ВС захватили на территории Нагорного Карабаха различные населенные пункты, уничтожили сотню армянских военнослужащих, несколько десятков единиц военной техники, являются дезинформацией и не имеют ничего общего с действительностью», — написал в Фейсбуке пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян. Президент Армении Серж Саргсян сообщил, что вооруженные силы НКР потеряли убитыми 18 военнослужащих, ранеными — 35. В то же время пресс-служба Армии обороны НКР сообщила, что потери азербайджанской стороны превысили 200 человек.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в субботу провел телефонный разговор с премьер-министром Турции Ахмедом Давутоглу. Последний выразил соболезнование И.Алиеву в связи с гибелью военнослужащих в ходе боев на линии фронта.
Тем временем армянские новостные сайты сообщили, что в субботу вечером из Армении в Карабах были доставлены тактические ракетные комплексы «Точка У» и реактивные системы залпового огня «Смерч». Те же армянские источники утверждали, что в НКР переброшена ракетно-артиллерийская бригада ВС Армении.
История конфликта
Корни карабахского конфликта уходят во времена позднего СССР, к началу перестройки. На фоне подъема национальных движений в Армении и Азербайджане усиливается нетерпимость к представителям других этносов, обостряется конфликт между армянами и азербайджанцами. В феврале 1988 года в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР и в Армянской ССР проходят многотысячные митинги с требованием переподчинить населенную в основном армянами область Еревану. 20 февраля армянское большинство облсовета НКАО потребовало от центральной власти решить вопрос о передаче Нагорного Карабаха из состава Азербайджана в состав Армении. Вскоре в Карабахе произошли первые, пока эпизодические столкновения, появились первые убитые.
Союзный центр во главе с Михаилом Горбачевым оказался не в состоянии принять адекватные меры для того, чтобы остановить разрастание конфликта. 27–29 февраля 1988 года в азербайджанском городе Сумгаит произошли первые массовые армянские погромы, сопровождавшиеся убийствами и грабежами. Сумгаитский погром вызвал первые потоки армянских беженцев из Азербайджана в НКАО и Армению. 13–20 января 1990 года массовые армянские погромы произошли в Баку, в результате чего в столицу Азербайджана были введены советские войска. Беспорядки на этнической почве привели к массовому исходу беженцев: армян — из Азербайджана, азербайджанцев — из Армении.
После того как 28 августа 1991 года Азербайджан провозгласил независимость, 2 сентября совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного советов народных депутатов провозгласила образование НКР в границах бывшей НКАО и населенного армянами прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР. По утверждению депутатов, они руководствовались Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».
Вооруженные столкновения начались в январе 1990 года с взаимных артиллерийских обстрелов на армяно-азербайджанской границе. В 1991–1994 годах конфликт вылился в масштабные военные действия за контроль над Нагорным Карабахом. Активная фаза боевых действий закончилась подписанием 5 мая 1994 года Бишкекского протокола о перемирии и прекращении огня между Арменией и НКР с одной стороны и Азербайджаном с другой. 9–11 мая того же года было подписано подготовленное российской стороной «Соглашение о бессрочном прекращении огня». По результатам войны армянская сторона добилась фактической независимости НКР, под контролем которой осталась не только почти вся территория бывшей НКАО, но и так называемая «зона безопасности»: пять прилегающих к Карабаху районов Азербайджана и значительная часть территории еще двух — Агдамского и Физулинского. С другой стороны, Азербайджан контролирует около 15% заявленной территории НКР. Тем не менее можно говорить о том, что война в Карабахе завершилась победой армян.
Перспективы
Очевидно, что сохранение карабахского конфликта в «замороженном» состоянии выгодно Армении и НКР, но не устраивает Азербайджан, лишившийся значительных территорий. Поэтому можно не сомневаться, кто является инициатором нынешнего обострения. Однако президента Азербайджана Ильхама Алиева сложно заподозрить в склонности к авантюрам. Есть достоверные свидетельства его сдержанного поведения в очень сложных ситуациях. Например, в августе 2008 года тогдашний президент Грузии Саакашвили по телефону пытался склонить Алиева к совместным действиям против российских войск, однако азербайджанский президент объяснил своему эксцентричному коллеге, что у него прекрасные отношения с Россией, и рисковать ими он не собирается. Эту историю Алиев сам рассказал одному высокопоставленному западному дипломату. Так что же происходит?
Скорее всего, это не попытка начать широкомасштабную войну за возвращение Карабаха. Алиев не может не понимать, чем она обернется: десятками тысяч погибших, разрушением городов, риском втягивания в боевые действия России и Турции с самыми непредсказуемыми последствиями. Ведь РФ — стратегический партнер Армении, их связывает Договор о коллективной безопасности, согласно которому партнеры (а это не только Россия, но и другие страны СНГ) должны приходить друг другу на помощь в трудной ситуации. А Турция — ближайший союзник Азербайджана и член НАТО. Так что в перспективе развязывание военного конфликта в Карабахе может привести к третьей мировой войне. Баку прекрасно осведомлен о военных возможностях Карабаха и Армении и понимает, что не может рассчитывать на молниеносный «блицкриг».
Так что, скорее всего, перед нами — «разведка боем», своего рода «тестирование» противника и его боеготовности, с одной стороны, с другой — возможной реакции со стороны России и международного сообщества. Насколько крепка оборона армии НКР? Как быстро сможет включиться в ситуацию Ереван? Сколько времени понадобится для переброски в Карабах того или иного вооружения? «Впишется» ли за Карабах Кремль? Ответы на эти и многие другие вопросы необходимо знать, чтобы не ошибиться, как ошибся в Южной Осетии Саакашвили. Кстати, там 2008 году предшествовал 2004-й, когда была предпринята первая попытка захвата Цхинвала. И вот поэтому всем заинтересованным сторонам не стоит терять бдительности. Разведка боем часто означает, что настоящий бой еще впереди.