Как сообщил начальник управления пресс-службы и информации Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков, в районе Латакия на авиабазе «Хмеймим» в Сирии сформирована авиационная группа Воздушно-космических сил Россия, в состав которой вошло более 50 самолетов и вертолетов. Он сказал, что «основные запасы материальных средств и боеприпасов имелись в пункте материально-технического обеспечения в Тартусе. Оставалось только перебазировать авиацию и подвезти некоторое оборудование. Наша авиационная база материально-техническим имуществом полностью обеспечивается из Российской Федерации. Местные власти оказывают помощь в обеспечении базы фруктами и овощами».
Генерал Конашенков сообщил, что «за первые сутки российской авиацией были нанесены точечные авиационные удары по 12 объектам ИГИЛ в дневное и ночное время. В дневное время совершено свыше 20 самолето-вылетов по 8 объектам террористических группировок ИГИЛ. В вылетах принимали участие самолеты Су-24М и Су-25, прошедшие глубокую модернизацию и имеющие самые современные системы прицеливания».
Данные объективного контроля подтверждают, что в районе Эль-Латамна полностью уничтожен командный пункт боевиков ИГИЛ, склад боеприпасов вблизи Телль-Биса, а также тоннель и складские помещения мини-завода по изготовлению снарядов и бомб в районе южнее Эр-Растана.
В ночь со среды на четверг российские ВВС провели еще восемь боевых вылетов, нанеся удары по четырем объектам. В результате уничтожены штаб террористических формирований и склад боеприпасов в районе Идлиб, а также трехуровневый укрепленный командный пункт боевиков в районе населенного пункта Хама. Прямым попаданием авиабомбы полностью уничтожен завод по изготовлению взрывчатых веществ и боеприпасов севернее города Хомс.
При этом генерал Конашенков особо подчеркнул, что «ударов по объектам гражданской инфраструктуры не наносилось, тем более по зданиям, где могли находиться мирные жители. Чтобы исключить поражение мирного населения, объекты для ударов российской авиации назначаются только после проведения тщательной разведки, установления их принадлежности к террористической инфраструктуре, определения точных координат и подтверждения присутствия там боевиков по другим каналам».
В подтверждение своих слов представитель Минобороны представил фото- и видеоматериалы бомбардировок. На них четко видно, как, например, самолет Су-25 наносит удар по командному пункту группировки боевиков в нежилой зоне на окраине населенного пункта Эль-Латамна. А хорошо укрепленное бетонное здание трехуровневого типа уничтожено прямым попаданием фугасных авиабомб ФАБ-500.
На этих кадрах видно, что близлежащие постройки не пострадали.
«МК» попросил экспертов прокомментировать информацию, представленную военным ведомством, и проанализировать реакцию на нее в мире.
Евгений БУЖИНСКИЙ, экс-начальник Международно-договорного управления Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ, старший вице-президент ПИР-центра (политических исследований России), генерал-лейтенант:
— Судя по тому видеоролику, который был представлен Минобороны РФ, я могу судить: все цели, что были намечены, уничтожены. После нанесения ударов американцы тут же заявили, что российская авиация якобы разбомбила объекты, принадлежащие оппозиции. Правда, затем Керри опроверг эти данные. На самом деле удары наносились по тем целям, которые и были заявлены. И мы пользовались не только данными сирийской армии, но и собственной разведки, которая велась как силами наших самолетов-разведчиков, так и с помощью других технических средств.
В свое время, к примеру, у нас в Сирия были посты радиоэлектронной разведки. И не один. Думаю, они есть и сейчас, хотя часть из них могла быть захвачена исламистами. Так что данные сирийской стороны наша разведка либо подтвердила, либо опровергла, но, по моей информации, основной упор был сделан на данные именно российских средств разведки.
Что касается используемой нашей группировкой техники… Там сейчас находится эскадрилья Су-24М, фронтовых бомбардировщиков. Они, естественно, не вчера были сделаны, но это вполне боеспособные машины, они стоят на вооружении наших ВКС, плюс эскадрилья Су-25СМ — это штурмовики, и тоже отнюдь не старые машины. Есть там и Су-34 — совсем новые самолеты, фронтовые бомбардировщики, которые идут на смену Су-24, а также вертолеты — Ми-24 ударные, многоцелевые Ми-8, даже четыре истребителя Су-30 для прикрытия. Это полноценная группировка сил авиационного полка.
Семен БАГДАСАРОВ, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии:
— Удары нашей авиацией наносились по центрам управления и складам ГСМ. А вот что касается принадлежности их какой-то организации — то, о чем сейчас на Западе спорят: это якобы не ИГ, а «Джибхат ан-Нусра», — так я, извините, по-русски скажу: хрен редьки не слаще. Может, там кто-то забыл, что «Джибхат ан-Нусра» — это «Аль-Каида»? Та самая, которая уничтожила башни-близнецы. А теперь получается, что «Джибхат ан-Нусра» — это хорошая организация?
Я думаю, что наши ВВС наносили удары вдоль трассы Дамаск — Хомс, которую некоторое время назад перерезала именно «Джибхат ан-Нусра». И после ударов нашей авиации как раз на этом участке сегодня утром началось наступление сирийской Армия.
Мы вошли в Сирию, чтобы наносить удары именно по террористам. А как они называются — «Джибхат ан-Нусра» или ИГИЛ — не суть. Это американцы пытаются ввести новый тренд. Помните, был такой Петрэус — очень толковый директор ЦРУ, из-за женщины погорел. Так он заявлял: зачем нам в Сирии какая-то умеренная оппозиция? Ведь «Джибхат ан-Нусра» умеренней ИГИЛ. Как он это определил — бог его знает, возможно, по количеству отрезанных ими голов? И меня в связи с этим очень настораживает, что месяц назад телеканал «Аль-Джазира» начал выставлять лидера «Джибхат ан-Нусры» как умеренного, хорошего лидера, мечтающего о единой Сирии.
Причем мы не просто бомбим кого попало. Мы делаем это на том направлении, куда позже сирийская армия должна идти в наступление. Ведь мы не скрываем, что обеспечиваем авиационное прикрытие ее действиям. Далее, считаю, перспективно было бы обеспечить авиационное прикрытие сирийской армии в ее наступлении и освобождении сначала Пальмиры, после чего открывается прямая дорога на Эр-Ракку — столицу ИГ на территории Сирии. Мы во взаимодействии с сирийской армией и подразделениями отрядов самообороны сирийских курдов должны оказать им воздушную поддержку и взять Эр-Ракку. Это будет крупнейшая наша победа, а заодно серьезная пощечина американцам.