России придется иметь дело с Хиллари Клинтон – но недолго

Эксперты предсказывают ей трудную победу в 2016-м и проигрыш в 2020-м

«Наши партнеры», как любит порой говорить Владимир Путин: кто станет ими в Вашингтон после президентских выборов 2016 года? Сегодня многие с тревогой наблюдают за растущей популярностью эпатажного популиста-миллиардера Дональда Трампа, который с большим отрывом лидирует среди 17 потенциальных кандидатов от Республиканской партии. Но эксперты рекомендуют игнорировать это явление: следующим президентом, очевидно, будет все-таки Хиллари Клинтон. А противостоять ей на выборах будет точно не Дональд Трамп.

Эксперты предсказывают ей трудную победу в 2016-м и проигрыш в 2020-м
Фото: facebook.com/hillaryclinton

Аналитики напоминают, что до ноябрьских выборов 2016 года еще далеко. Далеко даже до первых праймериз, которые состоятся в феврале. За это время много воды утечет, многое изменится в политическом ландшафте Америки.

В августе 2003 года фаворитом среди демократов (в преддверии выборов 2004 года) был сенатор Джо Либерман, но кандидатом от Демпартии, проигравшим Бушу-младшему, стал сенатор Джон Керри, ныне – госсекретарь США. В августе 2007-го среди республиканцев лидировал экс-мэр Нью-Йорк Руди Джулиани; номинирован в качестве кандидата от Республиканской партии был не он, а сенатор Джон Маккейн, который проиграл демократу Обаме. В августе 2011-го лидером среди республиканцев, претендовавших на номинацию, стал губернатор Техаса Рик Перри, но кандидатом от партии стал не он, а бизнесмен и бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни (в 2012-м он тоже проиграл Обаме).

Помимо этого, популярность Трампа – весьма относительное (чтобы не сказать сомнительное) явление: он лидирует среди республиканцев, но не пользуется поддержкой населения США в целом. У Республиканской партии слишком много «претендентов на кандидатство» – целых 17 человек, – и это слабоватые, похожие друг на друга фигуры, неспособные зажечь электорат. Они набирают в опросах общественного мнения по два, пять, восемь, максимум 15 процентов, а экстравагантный Трамп – 25-30 процентов. Однако среди населения в целом к нему относятся отрицательно порядка 60%, а положительно – около 30%. Эти 30% – агрессивно настроенные против истэблишмента, обозленные избиратели; их не смущает то, что Трамп не предлагает ничего конкретного, конструктивного, а только бичует демократов и бюрократов. Но подобный негативизм не определяет исхода выборов, т.к. большинство все-таки хочет видеть на президентском посту человека, у которого есть ясное понимание проблем, стоящих перед страной, и путей их решения.

Принято считать, что маятник американской политики, уйдя далеко налево, должен вернуться направо – и наоборот. Обама – достаточно левый, либеральный политик, и после него, согласно этой логике, должен быть кто-то типа Рейгана или Буша-младшего. Но так бывает не всегда. С подачи Рейгана, который дважды побеждал на выборах и был сильным президентом, его последователем стал Джордж Буш-старший (при Рейгане он был вице-президентом). Правда, Буш-старший стал президентом одного срока – через четыре года его сместил демократ Билл Клинтон.

Журнал The Week считает, что история может зеркально повториться: после двух сроков демократа Обамы следующим президентом опять станет демократ – выходец из предыдущей администрации. Это будет Хиллари Клинтон. Ей поможет неразбериха в стане республиканцев. Свою роль сыграет богатое резюме г-жи Клинтон – первая леди, сенатор, госсекретарь США. Ее воспринимают как первую за всю историю Америки реальную кандидатуру на «трон» первой в истории женщины-президента.

Допустим, это сработает, и Хиллари не «схарчуют» ее политические противники, которые максимально используют все ее промахи на посту госсекретаря и скандал с использованием ею своего личного аккаунта электронной почты вместо защищенного госдеповского. Она может стать президентом, но только на один срок. К 2020 году усталость избирателей от правления демократов подойдет к критической черте. А республиканцы укрепят свои ряды, и сегодняшние молодые, неоперившиеся кандидаты в президенты – такие, как сенаторы-новички Тед Круз, Рэнд Пол и Марко Рубио, – наберутся опыта и станут более трудными противниками для Хиллари Клинтон.

Что будет означать администрация «Клинтон-2» для Кремля? Продолжение той ситуации, которая наблюдается при Обаме. Отношения между Россия и США сложные, напряженные, но вполне рабочие, в пределах нормы. Лучше, чем гипотетически могло бы быть в случае победы на выборах любого из республиканцев, которые сегодня пытаются бросить вызов Хиллари. А за четыре года «продленного Обамы», глядишь, и напряженность в двусторонних отношениях постепенно снизится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26885 от 14 августа 2015

Заголовок в газете: России придется иметь дело с Хиллари

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру