Каддафи-младший и другие подсудимые были признаны виновными в военных преступлениях, совершенных в 2011 году, когда Ливию охватила гражданская война. Среди приговоренных к смертной казни – бывший шеф ливийских спецслужб Абдулла ас-Сенусси, а также последний Генеральный Секретарь Высшего Народного Комитета Ливийской Джамахирии (премьер-министр) аль-Багдади аль-Махмуди.
Ранее Сайф аль-Ислам, выпускник Лондонской школы экономики, рассматривался как наиболее вероятный наследник его отца (хотя разговоры о династическом правлении в Ливийской Джамахириии на публичном уровне отвергались).
Открывшийся в Триполи весной прошлого года судебный процесс над сторонниками свергнутого Каддафи подвергался критике со стороны правозащитников.
Международный уголовный суд (МУС) в Гааге направлял в Ливию несколько запросов об экстрадиции Сейфа аль-Ислама и Абдуллы ас-Сенусси – по обвинению в преступлениях против человечности, совершенных в ходе гражданской войны, однако власти Ливии ответили отказом.
В мае позапрошлого года МУС отклонил требования властей Ливии начать свой судебный процесс над Сайфом аль-Исламом.
Сын Каддафи был схвачен повстанцами из «бригад Зинтана» во второй половине 2011 года при попытке перебраться из Ливии в Нигер. Его обвиняли в сговоре с целью получения документов, разглашение содержания которых представляют угрозу национальной безопасности, а также в оскорблении государственного флага. В октябре 2013 года суд предъявил Сейфу аль-Исламу обвинения в преступлениях против нацбезопасности. Помимо него, около 30 человек были обвинены в совершении преступлений во времена правления Каддафи – речь, в частности, шла о подавлении демонстраций и гибели их участников во время антиправительственного восстания в 2011 году.
На суде в Триполи 43-летний Сайф аль-Ислам Каддафи не присутствовал – он единственный раз дал показания по видеосвязи в мае прошлого года. Сам он удерживается одной из военнизированных группировок в городе Зинтан. При этом боевики не торопятся передавать Каддафи-младшего властям, контролирующим столицу Ливии. Зинтанцы считают, что триполийцы не могут гарантировать того, что Сайф аль-Ислам не скроется. После свержения режима Джамахирии, североафриканская страна фактически разделена между противоборствующими группировками.
– Конечно, приговор носит скорее символический характер, – комментирует «МК» руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий КУЗНЕЦОВ, – как и многие шаги, которые предпринимает триполитанское правительство. Все носит пропагандистский характер. Нельзя утверждать, что приговор не будет приведен в исполнение. Ситуация может измениться, и говорить о каких-то крепких союзах или фундаментальном противостоянии тех или иных сил в Ливии нельзя. Поскольку в вся политическая ситуация постоянно завязана на перебалансировке межплеменных и межрегиональных отношений. Сегодня власти в Триполи враждуют с Зинтаном, но это не экзистенциальный конфликт. Вполне возможна вероятность того, что Сайф аль-Ислам станет частью какой-нибудь сделки. Другой вопрос, что это личная трагедия Каддафи-младшего, но на политическую ситуацию в стране этот приговор вряд ли повлияет. Да, в последнее время периодически появляется информация о возрождении каддафистов, о том или ином «зеленом движении», появляющемся в Ливии. Но по большому счету, это не реальная сила. Поэтому этим приговором власть в Триполи подтверждает в очередной раз свою верность идеям революции 2011 года и тому подобному. А уж что за этими идеями скрывается – это отдельный разговор...