– Поисковые системы оказывают услугу по поиску информации в соответствии с запросом любого пользователя, обратившегося за подобной услугой. Алгоритм поиска полностью автоматизирован и не предполагает участие человека, - сказал «МК» начальник юридического отдела Координационного центра национального домена в сети Интернет Сергей Копылов. - Не умаляя неотъемлемого права любого гражданина на распоряжение своими персональными данными, включая запрета их использования, в то же время необходимо учитывать, что данный законопроект обращает свое регулирование не непосредственно к ресурсам (сайтам), разместившим чужие персональные данные в сети, а к сервису, который к этим данным по сути не имеет никакого отношения, кроме возможности найти эти самые ресурсы. Поэтому право требования удалить ссылки на ресурсы, где содержатся (и продолжают оставаться) персональные данные заявителя, должно быть неразрывно связано с обязанностью возместить затраты на внесение изменений в алгоритм поисковой системы.
На несколько вопросов, касающихся законопроекта, ответил интернет-эксперт, консультант Госдумы Матвей Алексеев.
– На комитете перед вторым чтением г-н Левин сказал, что поправки максимально приближены к ЕС. Вы согласны?
– Формулировка законопроекта имеет синонимы с европейским, однако, механизм по-судебному процессу абсолютно другой.
– Какое количество исков в месяц в среднем следует ожидать поисковым системам после начала действия закона?
– Трудно сказать, но можно взять во внимание европейский опыт. За первую неделю после вступления в силу закона, на Google подали жалобы 41 тысяча человек.
– Будут ли по-вашему мнению создаваться специальные комиссии по рассмотрению жалоб?
– Комиссий, скорее всего, не будет. Судебными процессами в РФ занимается судебная власть. Возможно, будут внесены новые поправки, касающиеся этого вопроса. Детали станут ясны после третьего чтения.