С одной стороны, у этой проблемы есть гуманитарное измерение: путешествующие из Африки на утлых перегруженных суденышках иммигранты-нелегалы гибнут сотнями в морской пучине. Большинство из них пытаются спастись от безысходной нищеты и войн, покидая Сирию, Эритрею, Сомали, Нигерию. Только с начала 2015 года при попытке добраться до вожделенной Европы в средиземноморских водах погибли более 1800 нелегальных мигрантов!
С другой стороны, очевидно, что Евросоюз – не «резиновый», а европейцам дополнительная головная боль (сопряженная с немалыми финансовыми расходами) в виде новых иммигрантов ни к чему.
Полномасштабное и целенаправленное уничтожение лодок контрабандистов силами ЕС начнется с июня нынешнего года, считает глава дипломатии ЕС Федерика Могерини. Операция будет включать в себя три фазы: сбор разведывательной информации, отслеживание и обнаружение лодок контрабандистов и непосредственно их уничтожение, сообщает Би-би-си. За образец будет взята операция по борьбе с сомалийскими пиратами. В анонсированную операцию будут включены военные корабли и разведывательные самолеты.
Штаб-квартира военно-морской миссии будет располагаться в Италии. Если такая операция будет реализована, то НАТО обещает предоставить Евросоюзу нужную помощь. При этом сухопутных операций в Северной Африке (речь прежде всего о Ливии) не планируется. Важный момент: для проведения операции ЕС хочет заручиться одобрением ООН, для чего потребуется специальная резолюция Совета Безопасности.
– Пока еще это решение можно считать политическим, предварительным, – комментирует «МК» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. – Как показывает практика, не всегда за политическим решением следует принятие концепции операции, поскольку сама выработка этой концепции предполагает серьезное согласование между странами-членами технических и оперативных деталей операции, что увеличивает политические разногласия. Так было во время решения по началу гуманитарной миссии ЕС в Ливии. Решение о начале операции было принято, разработаны общие рамки, но потом возражения некоторых стран оказались настолько сильными, что операция так и не началась. Далее: необходимое условие для начала операции – одобрение со стороны СБ ООН в виде резолюции. Есть большие сомнения в возможности принятия этой резолюции, поскольку требуется поддержка и России, и Китая.
Россия изначально высказала сомнение, что сможет поддержать эту операцию. Очень сложно определить, насколько такая операция – если она состоится – будет эффективной. Пока не ясны ее параметры: на какой стадии будут уничтожать суда контрабандистов? До того, как они примут людей на борт? Или снимать нелегальных мигрантов – возникают правовые вопросы: а куда их дальше направлять? Еще одна проблема: взаимоотношения ЕС с государствами, откуда эти мигранты плывут. Например, с ливийским правительством, которое не контролирует территорию страны. Как будут уничтожать эти суда? Взрывать в море? Ведь сейчас поднимут голову многочисленные экологические организации. Национальные правительства европейских стран окажутся в сложной ситуации... Объявленные серьезные меры могут увеличить цену нелегальной миграции и стать очень доходным бизнесом. Возникает комплекс проблем юридического характера – как в свое время с сомалийскими пиратами. Каким образом строить правовые отношения – и с судовладельцами, и с нелегальными мигрантами. Плюс к этому возникает вопрос о согласовании действий между ЕС и другими странами, которые осуществляют какие-то оперативные действия в Средиземноморье, включая военные учения. Думаю, что вряд ли операция будет эффективной.