В ходе войны слишком многие пересиживали время в Крыму. Ну как многие? Те, кто сразу и бесповоротно не уехал в Украину или Россию. Крым всегда был рядом – до Симферополя чуть больше 500 километров. В мирные времена неспешные шесть часов езды на машине. Многие ездили на выходные, кто- то мудро обзавелся там недвижимостью. Потом за время летнего сидения кто-то нашел работу , снял жилье. Теперь под Новый год это стало проблемой. Разделенные семьи собраться на праздник не могут – отменены поезда, автобусы, слухи роятся, как пчелы. Разговоры только вокруг этого и крутятся.
«Прости, что опоздала – подругу в Крым провожали – рассказывает уже следующим вечером моя приятельница Лена – Ей в Крым нужно позарез. Нашли знакомого водителя. По-божески договорились – за 3200 гривен».
Мы сидим в самом центральном месте Донецка – ресторане «Золотой Лев» рядом с драматическим театром. В 16-00 в воскресенье мы в двухэтажном заведении вторая пара посетителей. И тоже не спешим радовать официантку – кофе и «боржоми» пустому ресторану кассу не сделают. Сама Лена выглядит не очень праздничной. Блокада Крыма вызвала в Донецке целую лавину слухов о грядущей экскалации конфликта. Если раньше все склонялись к мысли, что до марта большой войны не будет, то теперь все обсуждают, начнется на Новый год или уже после праздников? Слухам не дает утихнуть постоянная канонада – правительство ДНР предупреждает население, что это учения новых подразделений, но это только подстегивает слухи. Чего так сильно греметь то среди зимы? . Кое к кому на Новый год приехали семьи. На Украине по-прежнему дешевле и еда, и шампанское, да и цены на посуточный съем жилья в Донецке бросовые не только по московским меркам, но и по ростовским тоже. Отдыхающие россияне не предвещают войну, но слухи - вещь иррациональная.
В понедельник с утра иду проверять следующий панический рассказ – сотни наших людей штурмуют кассы, сдавая билеты на отмененные поезда в Крым. Но в железнодорожных кассах позади оперного театра особого аншлага нет.
«Так наш же поезд еще 14-го декабря отменили – поясняет мне кассир – Тот, который «Донецк- Севастополь». Он из Константиновки ходил. Потом после отмены пару раз пустили его через Волноваху и отменили совсем. А мы тут продавали билеты на минский поезд, на киевские – из Запорожья, Днепропетровска. Эти билеты кто сдает, а кто нет. И так добирались через десяток блокпостов с проверками документов. Ну, будет их на две больше».
Рядом как раз процедурой сдачи билета занимается симпатичная блондинка. Зовут ее Виктория и она уже ко всему готова:
«Двое суток на форумах сидела, созванивалась со всеми! Поеду все- таки до Новоалексеевки, а там как повезет. Вчера друг добрался за 250 гривен – собрал в складчину компанию на такси. А частные автобусы брали до Джанкоя сначала по пятьсот рублей с человека, а когда много народу - и до 500 гривен доходит. Но пешком надежнее – две границы можно пешком за три часа пересечь, а у автобусов на это восемь уходит. Чей билет сдаю? Дочке три годика, хотела ее на Новый год к мужу в Симферополь свозить, теперь дочка останется с бабушкой. Муж в Симферополе работает, мы к нему не переезжали. У меня оставалась работа еще, здесь квартиры и родня, да и там ему дешевле комнату снимать, чем квартиру. Но теперь подумаем вместе, что делать и как жить. Квартиру в Симферополе снять 17 тысяч рублей. Кусается. Но я его одного не брошу!»
Вика напоследок улыбается и просит не указывать Университет, где работает. Вернее работала – она преподавала в одном из вузов Донецка русский для иностранных студентов. Теперь таких студентов нет, зарплаты нет тоже – один раз дали помощь от ДНР, как и учителям - по 3000 гривен. Сидеть в Донецке ей точно незачем.
В Донецке полны рынки, пусты рестораны и ярко светится нарядная новогодняя елка на площади Ленина. Это один из немногих бонусов войны – веерных отключений электричества в городе нет и быть не может. Слишком уж все повязано. Например, уголь для работы той же Старобешевской ТЭС поставляют шахты объединения «Макеевуголь». И то, и другое – под контролем ДНР, а электроэнергия идет на украинскую территорию. Как рассчитываются – темный лес. Но свет Донецку отключать себе дороже.