Первый вертолетоносец, «Владивосток», который собирались передать России 1 ноября, был построен на верфи Сен-Назэр. С июня, как сообщает parismatch.com, там тренируются 400 служащих ВМФ России, осваивая навыки «обращения» с судном.
Оно может нести до 16 вертолетов и перевозить 450 человек. Кстати, в 2011 году, когда французской компании DCNS был перечислен первый транш оплаты за «Мистрали» (сумма не разглашалась), глава Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко сообщал: "Наши французские партнеры пошли на беспрецедентный уровень сотрудничества по передаче интересующих нас технологий. Будут переданы, в том числе, исходные коды программного обеспечения по боевой информационно-управляющей системе и комплексу связи" (предполагалось, что еще два вертолетоносца впоследствии будут построены в Санкт-Петербурге по французским технологиям).
Второе судно, «Севастополь», должно было сойти на воду в конце будущего года. Оба вертолетоносца планировалось передать в состав Тихоокеанского флота.
Решение Франции «подвесить» вопрос с поставкой «Мистралей» России было озвучено накануне саммита НАТО в Уэльсе. Американцы, британцы, немцы и поляки выступали против поставки судов единым фронтом. При этом Польша, как сообщает французское издание Сhallenges.fr, увязывала этот вопрос с подготовленными контрактами на заказ ею во Франции 70 транспортных и 36 военных вертолетов, трех подводных лодок и систем противоракетной защиты.
Действительно ли контракт с Россией на 1,2 миллиарда евро будет разорван? Этого исключить нельзя. Ведь ранее Франция уже поступала аналогичным образом.
В конце 60-х, при Де Голле, после налета авиации израильтян на аэропорт Бейрута правительство Франции наложило эмбарго на поставки Израилю военного оборудования. Ему не были переданы уже построенные корпорацией «Дассо» 48 ударных самолетов «Мираж-5J» и 2 «Миража-5JB” (за них израильтяне внесли оплату в 350 миллионов франков). В итоге французы, как официально сообщалось, передали эти машины собственным ВВС. Размер компенсаций, которые получил тогда Израиль, не был озвучена.
При этом существует конспирологическая версия: появившиеся позже на вооружении у израильтян самолеты IAI Nesher, фактически являющиеся версиями тех же «Миражей», на самом деле не были построены в самом Израиле — их через посредников передали туда французы. То есть речь может идти о тех же самых «бортах», которые якобы получили ВВС Франции...
Вторая история относится к 1977 году. ООН из-за политики апартеида наложила эмбарго на на поставку в Южную Африку двух военных судов типа «Авизо». Впоследствии Франция продала их Аргентине...
Сейчас французские аналитики задаются вопросом: что делать с двумя «Мистралями», если их не получит Россия?
Охотников приобрести вертолетоносцы не наблюдается: говорят о некотором интересе со стороны ЮАР, Канады или Малайзии, однако стоимость в 600 миллионов евро за штуку вряд ли привлечет потенциальных покупателей. К тому же «Мистрали», предназначенные для нашей страны, были построены с учетом ее особых нужд (кормовые части делались на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, установлена отечественная система спутниковой связи «Центавр», предусмотрена возможность размещения оружия российской разработки, все устройства на борту русифицированы и так далее) — этот специфический «тюнинг» пришлось бы радикально переделывать.
Второй вариант — передать вертолетоносцы французским военно-морским силам. Сейчас в их распоряжении находятся три аналогичных судна под названиями «Мистраль», «Тоннер» и «Диксмуд». Однако содержание еще одного вертолетоносца — не говоря о двух — никаким образом не вписывается в рамки так называемой «Белой книги» - официально утвержденной в прошлом году стратегии оборонного развития Франции, где речь идет только о трех уже имеющихся «Мистралях»...
При этом французам придется заплатить России огромные деньги. Le Figaro обращает внимание на неустойку, которая предусмотрена контрактом — по данным издания, в случае аннулирования сделки сумма составляет миллиард евро плюс возвращение аванса.
Вдобавок в случае отказа от поставки судов России неевропейские французские партнеры могут пересмотреть готовящиеся контракты: Индия, например, в ближайшее время собиралась подписать соглашение о покупке 126 многоцелевых истребителей четвертого поколения «Рафаль», разработанных фирмой «Дассо». Переговоры об этом тянулись с 2012 года. Цена вопроса — 9 миллиардов евро. За судьбу именно этого перспективного контракта французские аналитики сейчас беспокоятся в первую очередь.
Между тем глава партии «Национальный фронт» Марин ле Пен назвала решение французских властей «противоречащим интересам государства» - кораблестроение страны в случае отказа от поставки «Мистралей» России понесет огромный удар, оно и без того ослаблено недавним отказом по причине финансовых проблем компании Brittany Ferries от проекта строительства «экологического парома», на который возлагались большие надежды. Вообще, политические противники Олланда не преминут воспользоваться историей с «Мистралями», чтобы атаковать соперника с новой силой.
Профсоюзы кораблестроителей уже выразили крайнюю озабоченность ситуацией — под угрозой оказываются сотни рабочих мест.
Поэтому для самой Франции в разрыве сделки будет гораздо больше минусов, чем плюсов. Не зря Олланд оставил себе «лазейку». "С юридической точки зрения пока ничего не изменилось, поставка запланирована на 1 ноября. Речь идет о политической позиции», - заявил французской прессе источник в Елисейском дворце.