Из фактической части доклада, которую представил член президентского совета по правам человека Александр Брод, следует, что подтверждена гибель более чем двух тысяч мирных жителей в Донецкой и Луганской народных республиках. Россия приняла 800 тысяч беженцев. В части прогнозов на ближайшие месяцы мнения разделились. Брод считает, что число беженцев превысит миллион, более мрачную картину рисует президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко:
«Можно предположить, что ополченцы через несколько недель выдавят украинскую армию с территорий ДНР и ЛНР, что им делать дальше? Терпеливо ждать, пока украинские войска восстановят силы и начнут новую атаку, или преследовать карателей? Если они выберут второй вариант, то линия фронта начнет сдвигаться в сторону Запорожья, Днепропетровска, Харькова...
С другой стороны, Порошенко теряет управление и может остаться лишь формальным президентом, а к реальной власти придет более радикальная фигура. В таком случае бои ожесточатся, потоки беженцев усилятся.
Но даже в мирных регионах Украины назревает гуманитарная катастрофа. В Киеве уже объявили о больших зимних каникулах для школьников. Дети не будут учиться в морозные месяцы, эти занятия перенесут на лето. Но если уже сейчас ясно, что школы отапливаться не будут, то кто обещает отопление в жилом секторе? А значит, в Россию побегут и из невоюющих областей Украины. Мы можем столкнуться с 10 миллионами беженцев».
По мнению политолога Евгения Сатановского, на Украине сейчас происходит то же, что в ряде стран Ближнего Востока: официальная власть контролирует только столичный регион, а фактически страна уже распалась на несколько отдельных государств.
Киев не контролирует Днепропетровскую область, которая принадлежит Коломойскому. Он хочет взять под контроль Запорожье, Херсон, Николаев и Одессу, но в этом с Коломойским могут не согласиться ополченцы Донбасса, среди которых, кстати, много запорожцев.
Одновременно западные области делают что хотят и живут как хотят. Они отказались участвовать в мобилизации военнообязанных и вообще выполняют только те распоряжения Киева, которые им нравятся. Страна фактически распалась, осталось зафиксировать это на международном уровне.
По мнению доктора исторических наук Александра Кобринского, критическая фаза распада Украины наступит зимой, а процесс его легализация может занять от нескольких недель переговорного процесса — до десятилетия непрерывной гражданской войны.
«Сейчас Европа старается не обращать внимания на боевые действия на Украине, — говорит профессор. — Но едва ополченцы начнут одерживать серьезные победы — она проснется. И вспомнит, что Закарпатье — это венгерская земля, Галиция — польская, Словакия задумается о своем кусочке. Еврогиена явится за добычей.
Граждане Украины мечтают, чтобы их кормила Европа, но та не хочет вкладывать деньги в чужую землю. Для этого она должна стать своей. В этой ситуации, и желая добра братьям-украинцам, Россия, я думаю, должна будет поддержать справедливое требование великого польского народа о возвращении исконных территорий. Что же касается Новороссии, то независимо от ее территориальной принадлежности Россия будет обязана помогать ее гражданам. И это — очень тяжелая нагрузка».