На «произвол» в системе здравоохранения президент уже обращал внимание во время последней «Прямой линии». В числе обвиняемых оказались местные власти, которые, по его словам, «сами решают, какие услуги предоставляются бесплатно, а какие - за плату».
С тех пор дело не сдвинулось с мёртвой точки: Путин опять вынужден требовать четких перечней бесплатных и платных медуслуг. Таковые, по его словам, должны быть в каждой территориальной программе здравоохранения. И самое важное — не являться тайной для пациентов.
- Более 70% обращения за платными услугами происходит из-за того, что люди практически ничего не знают ни о программе госгарантий, ни об условиях предоставления бесплатной помощи, - заявил президент. - Неразбериха ведет к коррупции и поборам, заставляет людей оплачивать услуги, которые по Конституции являются бесплатными. В итоге подрывается доверие людей к государству и власти.
Путин потребовал исключить «саму возможность замещения бесплатной помощи — платной». Правда, сам же дал понять, что гарантии оказания услуг на безвозмездной основе отнюдь не панацея. Так, в 54 регионах страны дефицит финансирования бесплатной медицины превышает 120 млрд. рублей. А значит, прогарантировать гражданам можно что угодно, но запросто может оказаться, что денег на лечение просто не выделено.
Другой вопрос — качество медпомощи, которое оставляет желать лучшего. В медучреждениях есть ресурс его повышения, уверен президент. Он предложил отказываться от финансирования, исходя из числа койко-мест. А исходить из числа качественно пролеченных больных. Как определять степень «пролеченности», правда, не объяснил.
Многие граждане готовы бы и приплатить — лишь бы получить адекватную медуслугу. Но здоровье, как говорится, не купишь — и для нашей страны эта поговорка отлично работает. «Платные клиники - узкоспециализированные и слабооснащенные, - знает Путин. - И они предоставляют всего 2,2% от объема медуслуг в стране».
Правительство получило поручение разработать меры по созданию условий для частной медицины. А конкретно Минздрав — совершенствовать систему ОМС, которая, по словам Путина, «не дотягивает до цивилизованного уровня». Ведь участники этой системы до сих пор не несут ответственности за низкий уровень услуг.
Выходит, пока чиновники систему здравоохранения не столько лечат, сколько калечат. «В пылу оптимизации затрат на здравоохранение закрыли немало фельдшерских пунктов, участковых и районных больниц, - перечислял ВВП. - В итоге сельские жители лишились даже первичной помощи». Хоть какой-то заменой, по его мнению, станет создание передвижных центров здоровья, развитие санитарной авиации и т.п.
Глава Минздрава Вероника Скворцова, тем временем, задумалась, где взять деньги на новый этап реформы. Для этого вполне сгодятся сборы от табачных акцизов, предложили Путину как сама министр, так и примкнувшая к ней рабочая группа из медиков и региональных чиновников.
Путин велел проработать вопрос с Минфином, однако предупредил, что, расщедрившись на акцизы, хранители казны могут подрезать существующие программы здравоохранения.
А если очень усердно стремиться заработать на курильщиках, то можно опять напортачить, порочит глава государства. Он привел в пример советскую антиалкогольную кампанию: «Мы знаем, к чему привела в прежние времена борьба с алкоголем, но просто начали самогонку варить. Или денатурат пить».
МЕЖДУ ТЕМ:
Глава Минздрава Вероника Скворцова, по специальности невролог, незадолго до совещания в Ново-Огарево лично оказала первую помощь одному из сотрудников президентской администрации. Этот факт министр подтвердила журналистам. С подозрением на инсульт ее пациента (его имя в окружении Путина попросили не называть, но человек довольно высокопоставленный) забрала очень быстро приехавшая «скорая помощь».