Мат в сети - это 3-5% информации, огорошил собравшихся исполнительный директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов. Но вычислить нецензурщину невозможно технически - об этом с самого начала сообщил замдиректора Департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Арсений Недяк. "Блокировка может повлиять на целостность системы, потому что нельзя блокировать до бесконечности", - пояснил он. По его мнению, хватит уже и того, что из Сети вычищается "абсолютное зло" - детская порнография, например, наркотики и пропаганда суицида.
Член Совета Федерации Руслан Гаттаров добавил к этому, что, например, при блокировке матерщинников по IP-адресу могут пострадать добропорядочные страницы, так как "на одном айпишнике может быть до десяти адресов". Из-за этого Роскомнадзору и сейчас-то приходится вручную (!) выпиливать из Интернета то, что народные избранники уже позапрещали. Хватит! "С матом в сети нужно бороться, но не такими способами, это все равно что насекомых уничтожать ядерным оружием, - добавил Гаттаров. - Блокировка сайтов должна быть крайним инструментом государства, давайте не доходить до маразма".
Сенатор напомнил о том, что в самом популярном блоге - Живом Журнале - мат уже пытались запретить, но оказалось, что русский язык слишком велик и могуч, не поддается машинной проверке. Достаточно к известным корням прилепить суффикс - и готово, система не различает это слово как нецензурное. Поэтому в ЖЖ мат не пропускают в итоге только в заголовки сообщений. Еще можно удваивать в словах буквы или пропускать их, переставлять местами, заменять корни... Ругань от этого только смачнее и смешнее, а контроль весь насмарку.
"Какой штат должен быть в Роскомнадзоре чтобы вручную заблокировать миллионы страниц? - сказал сенатор. - Давайте лучше обучайте родителей, как обезопасить детей посредством фильтров и "белого интернета"». В общем, представители отрасли высказались за саморегулирование. Скажем, в блоги можно добавлять кнопку "пожаловаться модератору" - на случай, если оппонент превзошел в знании великого и могучего все допустимые пределы.
А завотделом экспериментальной лексикографии Института русского языка им. Виноградова РАН Анатолий Баранов вообще вернул законодателей с небес на землю: очнитесь! Материться дети учатся отнюдь не в блогах.
- Мат - устная традиция: двор, семья, школа, - сказал ученый. - Товарищи думают, что есть дети, которые не используют такой лексики, увидят ее в Сети и будут ругаться. Но этому нереально научиться в Интернете. Это как человек, потерявший ключи, ищет не где потерял, а там, где он думает, что светло. Лучше бы провести дискуссию о мате в семье, дворе и школе.
Но это, конечно, сложнее. Достаточно одного матерящегося ребенка на детский сад - и юное поколение познаёт заветные пять корней куда раньше, чем создаст аккаунт в блоге.
Впрочем, у запретительных мер есть и положительная сторона. Как объяснил "МК" Баранов, русский мат эмоционально гораздо сильнее, чем та же лексика в других языках. Если английское "fuck off" перевести на русский буквально - будет гораздо грубее, чем в языке-оригинале. И эта эмоционально заряженная лексика - какое-никакое, а наше лексическое богатство! А когда это специфическое богатство звенит в любом детсаду, оно обесценивается. Так что если законопроект Мизулиной будет написан и принят, депутаты в кои-то веки защитят богатство русского языка. Хотя и очень экзотическим способом.