Ан-124-100 “Руслан” - крупнейший в мире серийный тяжелый транспортный самолет грузоподъемностью 150 тонн, созданный еще в Советском Союзе киевским КБ «Антонова». Ан-124 стоит на вооружении военно-транспортной авиации России. В 2006 году «Руслан» выиграл европейский тендер на перевозку грузов в интересах НАТО и Евросоюза и теперь успешно эксплуатируется нашими западными партнерами. Ведущими операторами самолета являются украинская компания "Авиалинии Антонова" и российская "Волга-Днепр".
Вопрос о возобновлении производства этой уникальной машины стоит с 2003 года. Госпредприятие "Антонов", АО "Мотор Сич" (Запорожье), и российская компания "Волга-Днепр" давно отрабатывают поэтапную программу восстановления производства Ан-124. Недавно глава АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил, что вскоре планирует поставить на стендовые испытания двигатель Д-18Т 3М с меньшим уровенем шума, эмиссии и наличием электронной системы управления, который предназначен для модернизации всего парка Ан-124.
Однако все 10 лет планам по возобновлению производства Ан-124 мешают то политические, то экономические причины, а часто просто «чиновничий фактор». Воплотятся ли нынешние договоренности в реальные новые самолеты — с этим вопросом «МК» обратился к бывшему начальнику вооружения ВС РФ (1994-2000 гг), ныне председателю Совета директоров ЗАО «Двигатели Владимир Климов - Мотор Сич» Анатолию Ситнову:
- Если оценивать политическую ситуацию, которая складывается вокруг России, вопрос о том, что наша страна должна иметь собственную авиацию встает все острее. Все, что поставляется нам из-за бугра Прат-Уитни, или Боингом, в один день может прекратиться. Но уже 10 лет вопрос о строительстве Ан-124 висит в воздухе. Еще в 2003 году директор Ульяновского завода «Авиастар» Виктор Михайлов поднял вопрос о возобновлении серийного производства. Тогда на это требовались копейки, сейчас — куда больше. Ушли специалисты, да и Виктора Васильевича уже нет, там сейчас командует Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Пока ОАК будет руководить этим заводом, ничего там сделано не будет. Потому что деньги надо платить конкретному заводу, а не корпорации, которая их оставляет у себя, и заводу достаются крохи. Конечно, СП — это выход из положения, которое сложилось сегодня, но при условии, что оно должно напрямую замыкаться не на ОАК, и людей в нем, которые делать ничего не хотят, а на Минпромторг. Именно он должен контролировать расход госсредств, определять кооперацию. Иначе, эта тема заглохнет так же, как происходило все время. Президент Путин давно поставил задачу: надо строить отечественные самолеты, на последнем совещании по авиации он определил 25 млн сертифицированных рабочих мест в этой отрасли. Когда это будет выполняться? ОАКу куда интересней определять количество закупаемых и продаваемых самолетов и на этом осваивать деньги, чем работать с промышленностью. Для того, чтобы строить, нужна кооперация, нужно задействовать заводы. Но в ОАК этим заниматься не хотят. Надо наводить порядок везде, а не только там, где добывают нефть и газ.