- Вам известно, как на практике будет организована встреча со Сноуденом?
- Как это будет происходить, нам самим пока не вполне понятно. Вчера вечером по электронной почте в офис нашего движения "Сопротивление" пришло письмо от Эдварда Сноудена, в котором он пригласил организации по защите прав человека встретиться с ним 12 июля в 17 часов в аэропорту Шереметьево для обсуждения следующих шагов в его ситуации. Он просит о помощи и поддержке в этом вопросе, кратко описывает трудности, с которыми сталкивается, и ссылается на то, что ему препятствуют в получении политического убежища в соответствии со статьей 14 Всеобщей декларации прав человека, ну и безусловно упоминает об эпизоде с самолетом президентом Боливии (ранее воздушное судно Эво Моралеса подверглось принудительному приземлению в Австрии по подозрению в попытке вывоза Сноудена из России - «МК»). А также упоминает, что нас будут встречать в 16:30 в терминале F.
- Кто?
- Некто - я так понимаю, кто-то из представителей аэропорта, потому что у его нет возможностей организовать эту встречу - только опираясь на помощь сотрудников аэропорта.
- А где она будет проходить?
- А вот уж где - я предположить не могу, потому что он находится в транзитной зоне. Не знаю, раз это организовали, значит хоть какая-то возможность подхода к нему должна быть. И я, собственно, сейчас еду на Белорусский вокзал, чтобы сесть на аэроэкспресс до Шереметьево.
- Письмо, приглашающее на встречу, было адресовано вам лично?
- Нет, оно не именное, это рассылка, никакого обращения там нет. Есть координаты для связи. Указан телефон представителя аэропорта, по которому участники этого мероприятия предоставили свои паспортные данные. Письмо пришло с его адреса - «Эд. Сноуден».
- А вы готовы что-то предложить Сноудену? Вариант решения проблемы?
- Я рассчитываю, что, может быть, он дошел до каких-то рассуждений о своей судьбе, потому что на сегодняшний день он не обращался ни в аппарат комиссара по делам беженцев и не обратился за представлением политического убежища в России. Дальнейшее его здесь пребывание, конечно, ни ему, ни Российской Федерации, ни международному сообществу не на пользу, по крайней мере в таком положении, в каком он находится. Наверное, мы ожидаем, что он скажет, какой видит дальнейшую свою судьбу. Может, попросит поддержки каких-то его просьб. Гадать трудно.
- Вы говорите, что он не обращался за получением политического убежища в России — разве нет?
- У меня такое ощущение, что вот именно за политическим убежищем в Россию — нет. Он обращался в ряд других стран, но, по-моему, насколько мне известно, к президенту Росии и в МИД России он не обращался.
- Было много противоречивой информации о том, кто примет участие в этой встрече — так кто же, в итоге?
- Я, Анатолий Кучурена, представитель «Хьюман Райтс Вотч» Татьяна Лакшина, и Сергей Никитин из «Амнести Интернешнл». Не знаю, сможет ли приехать адвокат Генри Резник - он тоже получил приглашение, и расходятся показания относит Владимира Лукина. Его присутствие, конечно, было бы тут принципиальным, как уполномоченного по правам человека.
Читайте полный текст письма Сноудена правозащитникам.
Смотрите видео «Эдвард Сноуден: меня могут убрать ЦРУ или мафия»