Смерть Магнитского, напомним, получила широчайший резонанс как в России, так и за рубежом и стала причиной принятия в США закона о запрете на въезд туда российских чиновников, имевших отношение к делу Магнитского, и введения против них экономических санкций. Последовать примеру США решили и в ряде европейских стран.
Бывшие партнеры Магнитского, в том числе Браудер, утверждают, что его смерть не случайна, а стала следствием того, что Магнитский, который был аудитором, якобы, вскрыл мошенническую схему, куда был вовлечен ряд коррумпированных российских чиновников. В результате их действий из российского бюджета было похищено 5,4 млрд рублей, имеющих отношение к фонду Hermitage, созданному Браудером.
Противная сторона, в том числе и следователи, работавшие над этим делом - утверждает, что все эти заявления — всего лишь попытка Браудера спасти свою репутацию и оправдаться за незаконную деятельность, которую он посредством фонда Hermitage вел в России. По их словам, деньги для создания фонда Браудер брал у весьма состоятельных и уважаемых сограждан, обещая им баснословные прибыли, но утаив от них то, что действовать он будет не вполне законно. И именно Сергей Магнитский разработал для Браудера схему ухода от налогов, которая предполагала фиктивное использование труда инвалидов в «оффшорной» зоне, в Калмыкии.
После смерти Магнитского дело в отношении него было прекращено по не реабилитирующим обстоятельствам. Его родные, напротив, просили о реабилитации погибшего. В августе 2011 года Генпрокуратура РФ отменила соответствующее постановление в связи с прецедентным решением Конституционного суда от 14 июля 2011 года, согласно которому ни следствие, ни суды больше не могут прекращать уголовные дела по причине смерти подозреваемых и обвиняемых, без согласия их родственников.
Позже расследованное дело было передано в Тверской суд, который его и рассмотрел. Родственники Магнитского в процессе участвовать отказались и запретили это своим адвокатам. Защиту Магнитского осуществляли адвокаты по назначению.
Браудер не бывал в России с 2005 года. Обвинение ему было предъявлено заочно и таким же образом по нему проходило судебное следствие.
На последнем заседании, в ходе прений сторон, прокурор заявил, что вина обоих полностью доказана и отметил, что действия Браудера и Магнитского, в частности, нанесли бюджету Калмыкии «катастрофический» ущерб. Так, по его словам, подсудимые похитили 20% из республиканского бюджета и 30% из бюджета города Элисты.
Гособвинитель требовал признать Магнитского виновным в уклонении от уплаты налогов, отказать ему в реабилитации, а Браудера приговорить к 9 годам колонии.