Путин выкует из «иностранных агентов» «высокоточное оружие»

Президент поручил скорректировать проблемное нововведение

На встрече с правозащитниками в Ново-Огарево Владимир Путин отказался менять позицию по поводу признания «иностранными агентами» некоммерческих организаций (НКО), финансируемых из-за рубежа. Но все же пошел на поблажки. Так, президент согласился сделать из спорного закона «высокоточное оружие» вместо «оружия массового поражения», рассказал по итогам встречи председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов. Кроме того, Путин дал добро на то, чтобы деньги, выделяемые на НКО, распределяли сами правозащитники.

Президент поручил скорректировать проблемное нововведение

Кроме Михаила Федотова на беседу были приглашены уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и глава общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство» Элла Памфилова. У гостей президента было время настроиться на беседу — хозяин задержал ее более чем на три часа. «Мариноваться» в ожидании пришлось и банкирам: они заранее съехались на совещание, которое планировалось после встречи с правозащитниками.

Президент утешил заждавшихся правозащитников рассказом о том, как они нужны стране в плане «служения народу». Власти это тоже признают и в этом году увеличили финансирование «большой армии» некоммерческих организаций (220 тыс.) в три раза - до 3 млрд. рублей. Он признал, что способ, которым распределяются эти деньги, сами НКО не устраивает.

- Я знаю вашу позицию, которая заключается в том, что эти средства все-таки должны поступать не напрямую от государства, - сказал он. - Чтобы не было прямой связи, во всяком случае, между государственным финансированием и теми задачами, которые люди выполняют, работая в некоммерческих организациях. Чтобы все-таки эти средства, хотя они имеют и государственное происхождение, распределялись независимым оператором, которому доверяют сами некоммерческие структуры.

Таким образом, он сам озвучил предложение правозащитников. Михаилу Федотову оставалось только назвать кандидатуру, выдвинутую на роль «распределителя» средств от государства. Это и была Элла Памфилова.

- Для меня это тяжелое решение, уговаривали меня довольно долго, - рассказала президенту сама правозащитница. - Я не жду для себя веселой жизни. Это мой авантюристический характер заставил меня согласиться.

- Главное, что не экстремистский, - вставил Владимир Лукин. Уполномоченный по правам человека поддержал кандидатуру своей «коллеги»: Памфиловой, по его словам, доверяют и власти, и народ.

Путин посоветовал ей не бросаться в крайности и не давать деньги тем, «кто лоялен к власти или к тем, кто, наоборот, не лоялен». Впрочем, средства все равно будут распределяться, в первую очередь, по конкурсу, отметила Памфилова. В новой должности она намерена сосредоточиться на создании новых правозащитных организаций в глубинке, где их сильно не хватает. Деньги, в частности, могут получить независимые профсоюзы, которые находятся под гнетом работодателей и «ручных» профсоюзов.

Новый порядок, как надеются правозащитники, заработает уже в этом году. Из бюджета, согласно их предложению, дополнительно будут выделены 500 млн. – в этом году, и 1 млрд. – в следующем.

На встрече с Путиным по традиции была затронута и тема «иностранных агентов». Об этом заговорил Михаил Федотов, сообщив Путину, что зачисление в «агенты» становится «черной меткой» для НКО. Если у организации имеется иностранный грант, ей внутри страны отказывают во всякой поддержке.

Путин не стал отказываться от сути нововведения, но пошел на уступки. Он дал указание администрации президента (на встрече присутствовал ее первый замруководителя Вячеслав Володин) подготовить корректировки в закон об «иностранных агентах». Цель – не создавать проблем для НКО, не подпадающих под действие этого нормативного акта.

- В ходе практического применения этого закона происходят сбои, касающиеся, например, таких организаций, которые не занимаются внутренней политикой, но при этом получают гранты из-за рубежа, - не стал отрицать ВВП. - Надо разделить те НКО, которые занимаются политическими вопросами,и те, что чисто социальными. Например, вопросами здравоохранения, окружающей среды или еще какими-нибудь проблемами. И не создавать для них проблем.

А вот предложение дать льготы коммерческим организациям, которые выделяют гранты для НКО, президент отверг. «Если кто-то хочет выглядеть красиво перед обществом, пусть из прибыли гранты платит, – призвал бизнесменов ВВП. – А не за счет льгот, предоставленных государством, потому что это, в конечном счете, будет за счет налогоплательщиков». Минфин никогда не согласится на это, – объяснил хозяин встречи.

Пусть предприниматели помогают НКО «по зову сердца», призвал Путин — со своей стороны он обещал разве что «морально-политическую поддержку».

Вопреки ожиданиям журналистов, в открытой части встречи правозащитники не стали поднимать тему Эдварда Сноудена. Впрочем, ВВП и так уже подробно высказал свою позицию по этому поводу на разных площадках. Тема неактуальна, потому что Сноуден не стал просить убежища в России, объяснил позже Федотов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру