Что стояло за этим метанием в европейских небесах президентского самолета? Вот что рассказал корреспондентам телеканала CNN боливийский министр обороны Рубен Сааведра, который тоже находился на борту злополучного лайнера. Оказывается, странам-«отказникам» кто-то сообщил, что в самолете президента Боливии находится «свистун» Эдвард Сноуден, якобы тайно вывезенный Моралесом из Москвы. Об этом заявил и министр иностранных дел Боливии Давид Чокеуанка. «Нам сообщили, — сказал он, — что эти необоснованные подозрения были виной так называемых «технических причин». Мы пока не знаем, кто придумал эту ложь, но, видимо, это те, кто хочет нанести ущерб нашей стране. Эта злостная информация была запущена в обращение врагами Боливии». Он также сообщил, что власти некоторых латиноамериканских государств сейчас заняты расследованием источников ложных слухов о нахождении Сноудена на борту самолета президента Боливии. Позже Сааведра заявил телеканалу «Эспаньоль», что подозревает в распространении подобных слухов правительство США. «Эту ложь, эту неправду генерировал Вашингтон, — сказал министр. — Таким образом, были нарушены наши права полета в воздушном пространстве. Это возмутительно. Это нахально. Это нарушение конвенций и соглашений по международному воздушному сообщению». По словам министра иностранных дел Боливии, поведение Португалии и Франции поставило под угрозу жизнь президента Боливии Моралеса. «Португалия и Франция обязаны дать нам объяснения по этому поводу», — сказал Чокеуанка. Конечно нет дыма без огня. Будучи в Москве, президент Моралес в интервью телеканалу «Раша Тудей» сказал, что он рассмотрит вопрос о предоставлении убежища Сноудену, который оказался заперт в транзитном отсеке «Шереметьева» в Москве. «А почему бы и нет? — сказал Моралес. — Конечно, Боливия готова принять у себя людей, которые проклинают шпионаж и мониторинг». Моралес добавил, что хотя Боливия не получала просьбу Сноудена о предоставлении ему убежища, тем не менее этот вопрос остается открытым.
Надо признать, что газовый саммит в Кремле во многом был сдвинут в сторону драматической истории, связанной со Сноуденом. И президент Венесуэлы Николас Мадуро, который тоже принимал участие в саммите, высказался о возможности предоставления Сноудену убежища, хотя сказал, что не планирует повезти его с собой в Венесуэлу. Однако он как бы приоткрыл дверь в свою страну «свистуну».
Разумеется, Сноуден не мог смыться из Москвы на самолете боливийского президента уже хотя бы потому, что самолет Моралеса, как и самолеты других глав государств и правительств, участвовавших в газовом саммите, стоял на приколе не в «Шереметьево», а во «Внуково». Таким образом, чтобы захватить с собой Сноудена, Моралесу пришлось бы перелететь из Внуково в Шереметьево, а потом уже взять курс домой. В интервью с «Раша Тудей» Мадуро, президент Венесуэлы, сказав, что он рассмотрит просьбу Сноудена, добавил с иронией в голосе: «Но настало время мне улетать. Сноуден уже заждался меня».
Инцидент с президентом Боливии вызвал быструю и гневную реакцию со стороны Эквадора. Министр иностранных дел Эквадора заявил, что он собирается созвать региональное совещание Союза стран Латинской Америки, чтобы обсудить инцидент.
Инцидент с самолетом президента Боливии не первый случай такого рода. Нечто подобное произошло и в прошлом. Так, в 2011 году Моралес заявил, что американские власти готовят против него заговор, Они хотят, сказал, тайно занести в его самолет наркотики для того, чтобы потом обвинить его в связи с наркотрафиком, когда он приедет в Нью-Йорк на сессию Генассамблеи ООН. Как-то Моралес сказал: «Они (то есть США) готовят для меня ловушку, и я настолько опасаюсь её, что боюсь отправиться в США на своем самолете».
Тем временем, по самым разным «техническим причинам» одна страна за другой, к которым обратился Сноуден с просьбой о предоставлении ему убежища, отказывают ему в этом. Призрак бродит по Европе, призрак сноуденизма. Против него объединились, как он и предсказывал, «могучие силы от ФБР до мафии». Одни хотят заткнуть его фонтан по закону, другие — свинцом. А сам Сноуден, во плоти и крови, продолжает оставаться в таможенном зазеркалье Шереметьевского аэропорта Москвы.
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.