За десятилетнюю историю главные скачки России несколько раз проводились в Казани, Ростове-на-Дону и Пятигорске. Центральный Московский ипподром принял соревнования в пятый раз и уже окончательно – в прошлом году было принято решение о выборе его постоянным местом для скачек.
Одно время президентские скачки служили поводом для проведения неформального саммита глав стран СНГ. В нынешнем году на ипподроме собрались главы государств и правительств, которые приехали на газовый саммит, проходивший в тот же день в Кремле. И использовали возможность вновь побеседовать с Владимиром Путиным в неформальной обстановке. За позолоченным столом, который ради такого случая специально привезли на давно не ремонтировавшийся ипподром. Президент Боливии Эво Моралес в пиджаке с национальным орнаментом печально жевал, как ни странно, не излюбленные листья коки, а конфетку, глядя на пробегающих мимо лошадей (возможно, просто не мог решить, на какую поставить). А вице-премьер Аркадий Дворкович совершенно комфортно себя чувствовал за одним столом с президентами с бокалом вина.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер, в свою очередь, совершенно спокойно наблюдал за скачками в компании шефа протокола Дмитрия Медведева Марины Ентальцевой (она пришла в миниатюрной белой шляпке). У него явно не было проблемы выбора, на какую лошадь ставить. В который раз его гнедой жеребец Фрагрант выиграл специальный забег для лошадей, рожденных в России – «Национальное достояние» - и принес своему владельцу 4,750 млн рублей. Злые языки на форумах любителей скачек, правда, поговаривали, что «Национальное достояние» и был учрежден ради Фрагранта.
В целом же с возвращением тотализатора на ипподромы, зрители стали наблюдать за бегами с куда большим азартом. Свободных мест практически не было ни на лавочках, билеты на которые стоили по 500 рублей, ни за столиками с белыми скатертями, где платили по 20 тысяч рублей за место. Между рядами уже не таясь расхаживали букмекеры, собирая бумажки с заявками.
Если в предыдущих гонках на более короткие дистанции победитель определялся практически сразу, то на 2400-метровой дистанции президентского приза 12 лучших скакунов чистокровной верховой породы боролись за каждый сантиметр. Призер гонок 2010 года Хорезм – конь Рамзана Кадырова – в начале скачек оказался где-то в хвосте. Правда, для надежности, в том же заезде участвовал еще один жеребец Кадырова – Гаяр. За первое же место разыгралась нешуточная борьба – Хорезм вдруг вновь оказался в числе претендентов на приз. Однако самый «богатый» (общая сумма выигрыша за 18 скачек с 2009 года – 9,8 млн рублей) конь Балетмейстер вдруг вырвался вперед из середины скакавших и пришел первым. И принес своему владельцу из Хакасии 5 млн рублей. Хорезм оказался третьим.
Но на трибуну вручать приз наезднику и лошади Путин так и не вышел. Вместо него победителя весьма поэтично поздравил глава Минсельхоза Николай Федоров: «Подкова держится на гвозде, лошадь – на подкове, всадник – на лошади, крепость держится на всаднике, а на крепости стоит государство». Но вручил жокею отчего-то не гвоздь, а копию работы знаменитого скульптора-лошадника Евгения Лансере…
Бешеные скачки на приз Президента России. Кони Кадырова проигрывают