На чаше весов — Сноуден, розы и артишоки

Обама может применить к Эквадору не только экономические, но и политические санкции

Сегодня я совершил поступок в защиту свободы американского «свистуна» Эдварда Сноудена, затерявшегося в зазеркалье транзитного оазиса «Шереметьева». Я пошел покупать пищевые продукты в магазин «Lund’s». Выбирал я с особой тщательностью. Когда я подошел к кассе, в моей зеленой сумке лежали замороженные брокколи, консервированные артишоки, голубой тунец и свежие красные розы. Это был прямой удар по Агентству национальной безопасности (АНБ) Соединенных Штатов, по ФБР и рикошетом — по Белому дому. Почему?

Обама может применить к Эквадору не только экономические, но и политические санкции
Эдвард Сноуден

Все перечисленные продукты составляют важнейшие статьи эквадорского экспорта в США. Сейчас, когда власти Эквадора рассматривают просьбу Сноудена о предоставлении ему убежища, власти Соединенных Штатов рассматривают рычаги давления на Эквадор под лозунгом «Руки прочь от Сноудена, а не то…»

«А не то» в вашингтонском исполнении означает в первую очередь прекращение закупок у Эквадора его сельхозпродукции, главные статьи которой находились в моей зеленой сумке. И более того — отмену режима наибольшего благоприятствования. Сравнительно недавно представители эквадорского правительства находились в Вашингтоне, где лоббировали свой экспорт и статус. От этого зависел уровень занятости в Эквадоре, и поставки дешевых продуктов американцам. Здесь считают вполне вероятным, что приютив у себя беглеца Сноудена, президент Эквадора Рафаель Корреа может навлечь на свою голову гнев дядюшки Сэма. Эквадорцы лишаются заработка, американцы — красных роз и голубого тунца. Президент «Внутриамериканского диалога» — политического фонда в Вашингтоне, Майкл Шифтер говорит, что «риски огромные, США могут сильно ударить по Корреа».

Но президента Эквадора «огромные риски» пока не страшат. Победив с подавляющим преимуществом на недавних президентских выборах, он снова рвется в бой. У Корреа большие амбиции. После кончины венесуэльского президента Чавеса освободился пьедестал вселатиноамериканского лидера. Вот на этот-то пьедестал метит Корреа. И вот на одной чаше весов наследство Чавеса, на другой — замороженные брокколи и консервированные артишоки. Что перетянет? Это зависит от того, как сложится дальнейшая судьба Сноудена. Тот же Шифтер говорит: «Риторически, Корреа хочет стать лидером континента. Сложилась ситуация, которой трудно противиться, тем более с его темпераментом».

С приходом Корреа к власти в 2007 году американо-эквадорские отношения стали походить на качели. Он запретил США использовать эквадорские аэродромы для «антинаркотических миссий» их самолетов. В 2011 году он дал под зад американскому послу в Кито, который в своих депешах обвинял его в пособничестве коррупционному аппарату полиции.

С тех пор США и Эквадор вновь обменялись послами. Но нынешнему послу США Адаму Нэмму столь же неуютно в Кито, как и его предшественнику. Не далее как в прошлом месяце президент дал ему взбучку за то, что он принял участие в мероприятии в защиту свободы печати в Эквадоре, организованном Национальным союзом журналистов. А министр иностранных дел Эквадора Рикардо Патино мрачно добавил, что «в следующий раз будет хуже чем просто предупреждение».

В последний раз представители США и Эквадора встречались на высоком уровне в 2010 году, когда госсекретарь Хиллари Клинтон посетила Кито. Тогда Корреа убеждал мадам госсекретаря: «Мы не антиамериканцы. Мы любим Америку. Я сам был студентом в Иллинойском университете, и это были самые счастливые годы моей жизни». Но мадам госсекретарь на лесть не поддалась и вставила ему перо в зажим свободы печати. Когда о том же самом заговорил на пресс-конференции один из эквадорских журналистов, президент резко отчитал его. Мадам госсекретарь выслушала все это с каменным лицом…

И снова о весах. На одной чаше Сноуден, на другой — торговые преференции. Они действуют с начала 1990 годов. Поначалу преференции распространялись на ряд Андских государств. Сейчас ими пользуется один Эквадор. Преференции в прошлом году покрыли 429 миллиона эквадорского экспорта, не считая, нефтяного. В июле срок преференций истекает. В связи с делом Сноудена Конгресс США вполне возможно не возобновит их. Свою собственную войну против Эквадора кроме Вашингтона ведет и нефтяной гигант «Шеврон». Причиной тому штраф в 18 миллиардов долларов, который был наложен на «Шеврон» за ущерб окружающей среде Эквадора.

Борясь за торговые преференции, власти Эквадора подключают и американских граждан. Для этого создан сайт «продолжим торговлю». Он призывает американцев требовать у своих конгрессменов поддержки в голосовании о преференциях. Одновременно Кито работает над созданием «бронепоезда на запасном пути» в виде Генеральной системы преференций, которая предусматривает исключения для роз, брокколи и артишоков. Но это уже компентенции не конгресса, а президента Обамы. Буквально на днях он должен решить как поступить с вышеупомянутой триадой. (Я на всякий случай запасся ею). Решение президента США во многом зависит от того, приземлился или нет «свистун» Сноуден в Эквадоре. Советник Обамы по Латинской Америке Дэн Рестрело говорит: «Если президент откажется, то это будет сильным ударом по эквадорской экономике. Но я не знаю, отрезвит ли такая угроза мистера Корреа»

Специалисты по Латинской Америке говорят, что Обама может применить к Эквадору не только экономические, но и политические санкции, потребовать от своих союзников в регионе усилить нажим на Кито обвиняя его в частности в гонениях на свободу печати. Как раз в тот самый день, когда Сноуден попросил убежища у президента Корреа, тот подписал новый закон о печати, который фактически запрещает критику правительства в масс-медиа.

Правительственная газета «Эль Телеграфо» устами своего директора Орландо Переса утверждает, что предоставление убежища Сноудену не вызовет конфронтации с Соединенными Штатами. «Защищая свободу печати, Эквадор окажется в авангарде Латинской Америки», — пишет он. Предоставив убежище Ассанжу и намереваясь поступить таким же образом со Сноуденом, Корреа надеется отвести от себя обвинения в зажиме свободы печати в самом Эквадоре. Бывший эквадорский посол в Лондоне и политический соперник эквадорского президента Мауришо Гандира говорит, что «лавры Чавеса и Кастро не дают покоя Корреа, своей манией величия от готов принести в жертву экономику Эквадора…»

Один знакомый хирург рассказал мне, как во время войны ему пришлось оперировать без наркоза тяжело раненного моряка. Стиснув зубы, моряк не издал ни единого стона во время операции. Но вот медицинская сестра, делавшая ему послеоперационную перевязку, чуть-чуть уколола его ножницами, которыми разрезала бинт. Моряк стал вопить во весь голос. Хирург спросил его: «Ты вытерпел всю операцию, почему же вопишь сейчас от легкого укола ножницами?» На что моряк ответил: «Операция была необходимостью, а укол нет».

Я вспомнил эту историю вот почему. Несмотря на глубокие противоречия между США и Китаем, США и Россией, США и Латинской Америкой, соперники пытаются сохранить декорум. (Это необходимо). Но вот появляется беглец-Агасфер в лице Сноудена, который даже не ножницы, а всего лишь иголка как все достопочтенные джентльмены вцепляются друг другу в волосы. (Хорошо еще, что не в глотку). Это свидетельствует о том, насколько натянуты сегодня международные отношения, насколько необходимы осторожность и мудрость, чтобы не оборвались их струны. Если Сноуден вызвал такой переполох, то что последует за, скажем, ротой Сноуденов? Мировую политику нельзя делать на нервах на самолюбии, на позерстве.

Ну, а что делает тем временем «поросенок», которого, несмотря на народную мудрость, озвученную президентом Путиным, все стригут? Особенно мировая печать. Поскольку «поросенок» не хрюкает (он умеет только свистеть), его не могут обнаружить даже на транзитном пятачке Шереметьева. Как и где он питается? Кто доставляет ему пищу пока он доставляет головную боль президентам и премьерам-сильным мира сего? По признанию репортеров газеты «Нью-Йорк таймс», они искали Сноудена в транзитной зоне в течение 17 часов. И все напрасно. Репортеры телеканала СNN и того больше. И тоже без успеха. Да что там Сноудена! Даже людей, видевших его, не находили. Человек-невидимка, да и только. Ни стюардессы, ни уборщицы, ни кассирши, ни носильщики. Никто не видел в глаза мистера Сноудена.

По-видимому, считая Сноудена VIP-пассажиром, а почему бы и нет, если учесть, что им занимаются шефы ФБР и ФСБ, да еще по поручению своих президентов, репортеры шерстят VIP -салоны. Но там высокомерно отвечают: «Беспаспортных не держим». Правда, попался один офицер милиции, который заинтриговал журналистов: «Того, кого вы ищете, вы не найдете, — сказал он им. — Я вот вижу его каждый день». То ли правду говорил, то ли издевался. Иностранные репортеры-женщины иногда, если превращаются в дичь. Их щелкают российские фотографы. На всякий случай. А вдруг одна из них Сара Харрисон, спутница Сноудена от WikiLeaks?

— Он будет сидеть у нас в транзитной зоне так долго, как Ассанж в эквадорском посольстве в Лондоне, — сказал полицейский писакам. Этого только не хватало.

Пресс-секретарь Белого дома Кэрни заявил, что ведутся «секретные переговоры» с русскими. Москва пока не подтверждает и не отрицает это заявление. «Время на нашей стороне», — сказало одно официальное лицо телеканалу CNN. Имеется в виду, что Москве скоро надоест возиться с «нежданным гостем». Тянет резину и Эквадор. Министр иностранных дел Патино сделал заявление, в котором говорится, что дело о предоставлении Сноудену убежища может решиться и за день, и за неделю, и даже за два месяца, как это было с Ассанжем.

…Западные репортеры, ночующие в транзитной зоне Шереметьево, хватались от отчаяния даже за соломку. Я имеют в виду газеты, укрытые которыми спали прямо на полу некоторые пассажиры, не доросшие до VIP-салонов. Их жестоко будили и заглядывали им в заспанные лица — а вдруг это неуловимый мистер Сноуден? А в газетах, которые служили таким транзитчикам и матрасами, и одеялами, и подушками, говорилось о том, как отразится судьба американского «свистуна» на эквадорских красных розах и голубом тунце, на замороженном брокколи и артишоках в банках.

Сюжет:

Эдвард Сноуден

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру