Как сообщает Ассошиэйтед Пресс, хотя в данный момент ни одна из стран, входящих в ЕС, не планирует немедленно приступить к отправке вооружений сирийским боевикам, глава британской дипломатии Уильям Хейг заявил, что снятие эмбарго «отправляет очень сильное послание из Европу режиму Асада». Считается, что усиление повстанцев поможет сделать Башара Асада более уступчивым в переговорном процесс по урегулированию конфликта – впрочем, с нашей точки зрения, это выглядит сомнительным. Скорее, получив мощную подпитку, хорошо вооруженные боевики выведут конфликт на новую стадию. В то же время можно рассматривать в принятом ЕС решении сигнал России, которая поддерживает сирийскую власть в том числе и поставками вооружений (главным образом, по заключенным еще до начала гражданской войны контрактам). Все ждут намеченную на июнь в Женеве новую мирную конференцию по урегулированию сирийского конфликта, которую инициировали Россия и США – впрочем, вряд ли стоит ждать от нее прорывных решений: стороны конфликта капризничают, обставляя массой условий свое участие в женевских встречах.
– Крайне важно не делать ничего для раскачивания лодки. А начало отправки оружия сейчас раскачает лодку. Никто не намерен этого делать, – утверждает шведский министр иностранных дел Карл Бильдт.
При том, что некоторые европейские страны (тут лидирует Австрия) категорически против отправки оружия в Сирию, считая, что в регионе его и так выше крыши, вряд ли приходиться сомневаться, что основные застрельщики снятия эмбарго – Великобритания и Франция – начнут поставлять вооружение сирийским боевикам уже в скором времени. Британцы и французы говорят о вооружении умеренной части сирийской оппозиции во главе с генералом Селимом Идрисом. При этом в ЕС осознают (или делают вид, что осознают) опасность попадания европейского оружия в руки экстремистских и террористических групп. Говорят о том, что надо предпринимать все мыслимые меры, чтобы этого не произошло – однако гарантии дать не может никто. Тем более, что разнородная сирийская оппозиция находится в состоянии раздробленности, в котором то возникают, то рушатся альянсы. Как пишет The Daily Telegraph, Британия и Франция считают, что ситуация в Сирии ухудшается с каждым днем и что поставка оружия прозападным повстанцам будет лучшим вариантом, нежели международные джихадисты возьмут контроль на сирийской революцией. Впрочем, многие британские политики задаются вопросом, как все-таки их правительство собирается гарантировать, что оружие из Британии не попадет в «неправильные» руки. А то, как воинствующие исламисты могут отблагодарить своих западных «союзников» – об этом европейским дипломатам мог бы рассказать американский посол в Ливии Кристофер Стивенс, но его убили в Бенгази джихадисты в сентябре прошлого года.
Запрет на поставку оружия в Сирию Евросоюзом снят, а вот экономические санкции продлены еще на год – и вот они-то как раз касаются не боевиков, а правительство в Дамаске.
Пока Европа занималась судьбой Сирии, охваченную гражданской войной страну посетил американский сенатор-ястреб республиканец Джон Маккейн – его взгляды на то, что боевиков надо активно вооружать, ни для кого не секрет. Ясное дело, что побывал он не в Дамаске в резиденции Башара Асада, а у оппозиционеров на контролируемой ими территории, куда он прибыл через турецкую границу. Маккейн известен как яростный критик администрации Барака Обамы из-за «мягкотелой», на его взгляд, позиции, которую Белый Дом занимает в вопросе поддержки сирийской вооруженной оппозиции.