Снаружи научный центр производил впечатление не современной технической базы мирового уровня, а детского пионерлагеря. Разве что спортивных покосившихся снарядов не хватало. Ржавые железные трубы, старые таблички, здания не первой свежести, незаконченный, но все-таки идущий ремонт. Однако внешняя картинка, к счастью, отличалась от содержания.
Перед заседанием Андрей Воробьев провел премьера по центру. Дмитрию Медведеву показали современные разработки местного Института проблем химической физики (ИПХФ) РАН и бизнес-инкубатора Научного центра РАН. Так, вице-президент РАН, директор ИПХФ РАН Сергей Алдошин рассказал об уникальных разработках, касающихся глубокой переработки нефти и газа, бытовых и промышленных отходов. «Последняя, например, позволит решить энергетические проблемы в труднодоступных районах, используя уголь или торф», — объяснил Алдошин.
Осматривая эту установку, премьер предложил: «Подожгли бы чего-нибудь, показали». Ученые посетовали, что демонстрацию установки запретила охрана. «Ну, запретила — я отменю», — шутливо настаивал Медведев.
Представили технологию и по альтернативной энергетике на основе топливных элементов. Глава кабмина как раз недавно говорил, что Россия отстает от Европы в этой области. Ученые показали ему пластины топливных элементов, которые можно использовать в беспилотниках, железнодорожном транспорте, в перспективе в гражданской авиации, а также для энергообеспечения жилых домов. Однако поставить на массовый поток эту инновацию не получается. Институт обращался в «Сколково», но переговоры по непонятным причинам затягиваются.
— Бизнес не заинтересован в покупке патента, поскольку после этого ему нужно строить опытные образцы, а это уже дополнительные деньги. Бизнесу проще прийти сразу в «Сколково» и получить готовый масштабированный образец, который можно будет поставить на поток без дополнительных вложений, — объяснил ученый журналистам уже без Медведева. И со вздохом добавил: — Одна лекция депутата Ильи Пономарева (получил от «Сколкова» 750 тысяч долларов - как предполагает следствие, незаконно - «МК») стоит больше, чем доведение изобретения до опытного образца. Это примерно около шести миллионов рублей.
После осмотра центра Андрей Воробьев покинул мероприятие — ему надо было успеть обсудить с жителями Черноголовки местные социальные проблемы — об экологии города, ликвидации свалок, о борьбе с жуком-короедом.
Но главным стало обсуждение проблемы развития некоторых территорий в городе. «Город стал заложником ситуации, вокруг огромное количество земель, но на них не могут строиться дома, сюда не могут войти инвесторы, потому что земли находятся в федеральной собственности — РАН и Минимущества», — заявил Андрей Воробьёв. И пообещал найти эффективные пути решения проблемы.