Минувший День Победы принес одним теплую погоду и радость праздника, а другим, кто на посту, тревогу и зуд законотворчества. К примеру, депутату-единороссу Сергею Железняку не понравилось, что в Интернете слышны отдельные возгласы, что не обязательно весь город и каждую машину украшать георгиевской ленточкой, что парад можно отменить, а деньги раздать пенсионерам. А отдельные, ударенные на всю голову, даже пишут, что лучше бы Гитлер победил СССР, а не мы его.
Что ж, Интернет – пространство свободное, каждый там пишет соразмерно собственному уму и совести. Но Железняка это всё так возмутило, что он заявил: "Буду предлагать вернуться к рассмотрению в Госдуме законопроекта о введении уголовной ответственности за реабилитацию нацизма и оправдание фашизма и попытки пересмотра итогов Второй мировой войны... Никто не вправе ставить под сомнение подвиг нашего народа и память миллионов погибших в войне".
То есть все эти мнения и глупости, которые пишутся в Интернете, оказываются «реабилитацией нацизма».
Не нравится ленточка? – 3 года тюрьмы. Не хочешь парад? – пять лет каторги.
Однако, оставим Железняка и поговорим о двух действительно нелепых случаях, связанных с праздником. Один случай – это фото Вечного огня в Петрозаводске, усыпанного монетками. Снимок перепечатали центральные СМИ, и разгорелась дискуссия: а можно ли такое делать и не оскорбление ли это памяти? Далее выяснилось, что это совершается повсеместно – например, в Нижнем Новгороде мелочь в Вечный огонь уже несколько лет кидают и молодожёны, и туристы, и сами нижегородцы. Такое же наблюдается и в Санкт-Петербурге, у Вечного огня на Марсовом поле.
Пока разворачивалась дискуссия, можно ли бросать монетки, пришла новость из Ставрополя. Там к местному мемориалу пришла группа молодых людей с сигаретами и водкой, они притащили с собой резиновую надувную женщину и стали фотографироваться на фоне танка — для них это была просто шутка. Молодые люди не знали, что разразится грандиозный скандал, а эту "милую" фотосессию назовут хулиганством. И если хулиганство будет установлено, то «шутникам» грозит уголовное дело по статье «Осквернение скульптурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма». Она предусматривает до пяти лет лишения свободы.
Мне кажется, что эти два случая гораздо важнее всех проблем с ленточками и парадами. Заметим, что лет пятнадцать назад никому бы в голову не пришло бросать в Вечный огонь монетки и волочить к танку двусмысленное резиновое изделие.
Конечно, подобные происшествия – это полное безобразие. И рука сама уже тянется если не к Уголовному кодексу, так к ремню точно.
Но справедливое наказание останавливает… та же фотография. На ней молодые улыбающиеся ребята, они веселы и радостны. На их лицах нет и тени замысла кого-то оскорбить или унизить. Они просто пришли поприкалываться у старой железной громадины-танка, который когда-то, наверное тысячу лет назад, стрелял в каких-то немцев. Но это было очень давно, как давно были крестоносцы или битва при Бородино.
Они не понимают, что их поведение неуместно.
А не понимают они потому, что последняя война для них и для старшего поколения – две разные реальности.
Они знают, что фашизм – это зло. Но не знают какое. Как не понимают значения Вечного огня – он им очень нравится, и они бросают монетку, чтобы еще когда-нибудь приехать сюда. Точно так же бросают монетки к подножиям египетских пирамид, в фонтан Треви в Риме или у нас в фонтаны ВДНХ.
В этом нет зла и коварного замысла, но есть большой вопрос: что мы, старшее поколение, сделали не так? Почему величайшая трагедия страны превратилась для молодых в туристический объект?
Вроде и парад есть, и ленточки. Есть ветераны в орденах, есть патриотические фильмы, есть книги.
Конечно, новое поколение не может ощутить трагизм войны так, как мы. У них живы не только матери-отцы, но и деды-бабушки. Им не приходили похоронки, они не доедали крохи в блокадном Ленинграде. Война для них – это какая-то игра в очередной игровой приставке.
Но это только полдела. Есть вещи пострашнее.
Это шествие отечественных молодых нациков в наколках, кидающих «зиги», нацистские приветствия, в день национального праздника Дня народного единства — Дня России, который из-за этих шествий многие стали называть «днём фашиста».
Это лагерь «нашистов» на Селигере, где прыщавые недоумки поставили фотографии Алексеевой, Ходорковского, Сванидзе, Шевчука и многих других, нацепив на них шапки нацистской армии. И приехавшая в лагерь молодёжь смотрела на фото Людмилы Алексеевой в такой шапке, что, видимо, должно было обозначать, что именно эта пожилая уважаемая правозащитница повинна в гибели 30 миллионов советских людей. А еще получалось, что фашизм – это Юрий Шевчук.
Простите, но фашизм – это изуверская идеология, это концлагеря и бомбёжки. Это — смерть!
В присутствии надувной женщины у ставропольского мемориала виноваты все понемногу. Семьи этих ребят, которые не объяснили им, что такое война. Интернет, где все высмеивается и пародируется.
И государство, которое считает, что должен быть один утверждённый и правильный учебник истории. А тот, кому не понравится ленточка и парад, должны сидеть.
Сделать из ребёнка патриота, уважающего память отцов и гордящегося своей историей, непросто. Тут главное – найти язык, который до нового поколения донесёт эту мысль.
Для старшего поколения воинские мемориалы – это их личная биография. Там, под камнями, лежат их знакомые и друзья. Когда они смотрят на Вечный огонь, то видят своих родных, сгоревших в печах концлагерей. Так работает личная историческая память.
У молодого поколения этой личной памяти нет и быть не может.
Для молодёжи эти мемориалы – лишь груда камней, поставленная в память каких-то давно ушедших людей из давней войны. А Вечный огонь – это глупая трата газа.
Вот почему тут наша личная задача полностью совпадает с государственной.
Тридцать миллионов погибших, в том числе и наших близких, должны стать важным поводом потратить время и рассказать детям о той войне – они должны нести в будущее благодарную память.
А государству нужно озаботиться тем самым поиском «нового языка». Это могут быть интерактивные музеи – такой опыт уже существует: там с помощью новых технологий – звука, света, компьютеров и даже запахов – блистательно воссоздаётся реальность той трагедии. Пришедшие, пусть на секунду, погружаются в катастрофическую реальность.
Я был в одном таком музее. Там над нами проделали страшный эксперимент – попросили войти в имитацию вагона, в которых везли заключённых в концлагеря. Мы вошли в дощатое пространство, стояли, как сельди в бочке. Дверь закрыли, вагон стал шататься. Вокруг стоял плач детей, неожиданно стало душно и темно, нас пронизывал отвратительный запах.
Этот "вагон смерти" длился три минуты – не более, но мне его хватит на всю жизнь.
Всё можно сделать так или иначе – но важно сделать.
Главное, чтобы молодой человек понял, ощутил трагедию, которую пережили его предки, чтобы он понял, что самой своей жизнью обязан победе в 1945-м.
Нельзя в век Интернета и гаджетов учить патриотизму каменным языком эпохи Сталина и Брежнева.
Это трудная задача, но государство обязано в это вложиться – это, простите, поважнее, чем Олимпиада в Сочи.
Монетки в Вечном Огне – это не просто символ желания вернуться. Давайте воспринимать это не как уголовку, а как желание вернуться к своим истокам и познать своё героическое прошлое.
Давайте не ругать нашу молодёжь, ведь мы — их родители.
Давайте просто поможем им понять героическую жизнь наших отцов и дедов.
Ведь если этого не сделаем мы, то кто?
Матвей Ганапольский