Что же это за качества? Прежде всего надо помнить, что после вступления в силу новых поправок в конституцию, полномочия президента будут существенно ограничены. Фигурой №1 на властном олимпе Грузии становится премьер — а с премьером Грузия определилась еще 1 октября прошлого года, во время парламентских выборов. Ясно, что в ближайшей перспективе премьером останется Иванишвили — либо до новых выборов, либо пока ему самому не надоест.
Может, оно и к лучшему. До сих пор Грузии катастрофически не везло с национальными лидерами. Может быть, потому что «коллективное бессознательное» грузин отличается завидным постоянством. Оно неизменно западает на один тип политика: это истеричный харизматик с «серьезным сдвигом по фазе». Такими были первый и третий президенты Грузии. В истории такой тип наиболее полно воплотился в Адольфе Гитлере — человеке, безусловно, по-своему талантливом, но столь же безусловно психически больном. Если говорить совсем уж прямо и грубо, в Грузии любят сумасшедших.
Эти странности грузинской национальной любви очень дорого обошлись стране. Первый президент Звиад Гамсахурдиа, считавший осетин «мусором, который нужно вымести через Рокский тоннель», развязал войну в Южной Осетии. Второй президент, Шеварднадзе (который относится к другому типу политиков), развязал войну в Абхазии. А последний, Саакашвили, закрепил успех предшественников, добившись признания этих республик со стороны России.
Поэтому, вероятно, грузин надо как-то ограничить в их стремлении посадить себе на шею очередного психа. Георгия Маргвелашвили вряд ли можно назвать харизматиком. Особых амбиций он тоже не имеет — то есть это будет технический президент при сильном премьере.
Министр образования закончил Тбилисский государственный университет им. Ив. Джавахишвили по специальности «философия». Кандидат философских наук. До вступления в должность министра работал ректором Института общественных дел Грузии им. Зураба Жвания (GIPA). Премьер Иванишвили ранее называл его «другом». Очевидно, что кандидат от «Грузинской мечты», скорее всего, и будет избран президентом. Если, конечно, «Грузинская мечта» до осени, когда должны состояться президентские выборы, не успеет разочаровать своих избирателей. Но для этого ей надо очень сильно постараться.