Папу Франциска уже не единожды называли самым скромным из последних римских понтификов — он практически воплощает собою католический образ истинного пастыря.
— С первого своего дня на престоле Франциск ведет себя примерно: он выезжал из Ватикана на простой машине, сам оплатил свой номер в гостинице... — делится с «МК» своими впечатлениями от нового главы католической церкви итальянский журналист Джузеппе Д'АМАТО. Да, бытовая непритязательность понтифика уже стала притчей во языцех: вернувшись после завершившегося конклава в гостиницу, где жили все кардиналы, новоиспеченный Папа лично оплатил стоимость проживания в своем номере (притом что гостиница — в собственности Ватикана, и уже Папе Римскому с удовольствием предоставили бы ночлег бесплатно!). В этой же гостинице он собирается жить дальше, отказавшись переехать в папскую резиденцию на территории Апостольского дворца в Ватикане, состоящую из более чем десятка комнат и помещений для обслуживающего персонала. Франциск стал первым за сто лет понтификом, который не хочет там жить — к слову, он счел необходимым извиниться перед остальными кардиналами за эту блажь, поскольку считает, что «может смущать их своим присутствием».
С местом жительства понтифика связана еще одна история, донельзя запомнившаяся пастве, — то, как посреди ночи Папа Франциск лично вынес стул для швейцарского гвардейца, который нес караул у дверей его комнаты. В ответ на возражения того, что, мол, не положено на посту сидеть, Франциск ответил категорично: «А я — ваш Папа, и я приказываю вам присесть».
— Новый Папа подает всем пример новой жизни, более спокойной и более скромной. Это важно, поскольку такой образ жизни должен вдохновлять и политиков, в том числе иностранных. Папа Франциск ознаменует собой новую эпоху: Италии уже хватило скандалов из-за денег и чиновников, которые вели себя неподобающе! Взять хотя бы бывшего премьер-министра Берлускони... — считает Джузеппе Д'АМАТО.
Однако многие люди настроены не столь благостно, ведь нельзя не задуматься — действительно ли Франциск стремится быть скромным и смиренным или это лишь инструмент для создания должного образа и повышения не столько своего персонального авторитета, сколько изрядно пообтрепавшегося в последние годы авторитета всей Римско-католической церкви? К тому же, положа руку на сердце, как-то слабо верится, что член ордена иезуитов, пробившийся на самую вершину иерархии Ватикана, столь простодушен и бесхитростен.
Мой итальянский коллега не зря вспомнил о политиках, тем более — об иностранных. Всем известно, что «выходы в народ» — один из излюбленных аттракционов для тех, кому необходимо заручиться поддержкой своих избирателей. Стоит вспомнить хотя бы предвыборную кампанию недавно скончавшейся Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании в 1979–1990 гг. Для того чтобы завоевать симпатии англичан и выгодно представить себя в их глазах, «железная леди» не чуралась почти ничего — она и шила рубашки вместе с работницами на фабрике, и доила коров... Такой подход к рекламе собственной личности помог ей — и в 1979 году Тэтчер успешно набрала большинство голосов на выборах и успешно стала первой в британской истории женщиной-премьером.
Разумеется, никто не станет говорить о том, что такая «близость к народу» была искренним душевным порывом для Тэтчер — нет, однако она, как грамотный политик, отлично знала законы политических технологий и свою в них роль: делай то, чего от тебя хотят, и получишь значительную поддержку. Маргарет Тэтчер представляла Консервативную партию — так с кем же ей было общаться накануне выборов, как не с рабочими — электоратом, который надо было отбивать у лейбористов?
Но Папа Римский — не политик, хотя формально он и считается не только наместником апостола Петра, но и главой государства-города Ватикан. И уж тем более — не политик Папа Франциск, в прошлом кардинал Бергольо, большая часть жизни которого прошла не в относительно благополучной Европе, а в Аргентине, где приходилось бороться и с бедностью паствы, и с ее болезнями. В начале 1990-х годов он был назначен архиепископом Буэнос-Айреса, где провел со своей паствой более двадцати лет. Еще там, в Аргентине, он прославился личной скромностью (жил в скромной квартире, сам готовил себе еду и отказался от лимузина с шофером) и консервативными взглядами в вопросах веры. Причем очевидно, что тогда-то выставлять себя в наиболее выгодном свете у него не было никакой необходимости — местные прихожане доверяли ему и так, а в Ватикане вряд ли кто-то обратил бы внимание на то, где живет аргентинский архиепископ. Так что скорее всего дело действительно всего лишь в личных склонностях.
— Его девиз: «Молиться и работать», — объясняет Джузеппе Д'АМАТО. — Конечно, изначально это был девиз монахов-францисканцев, но ведь не случайно он выбрал для себя именно такое имя. Вероятно, он будет стремиться реформировать церковь в соответствии с этим принципом. И это должно помочь Италии выкарабкаться из того кризиса, политического и экономического, в котором страна сейчас находится. Для этого лишь необходимо, чтобы все итальянцы, в том числе чиновники, последовали его примеру...
Выходит, что какую-то свою цель Папа-иезуит все-таки преследует — но не ту, о которой могли бы подумать саркастически настроенные критики. А что, если Франциск, как истинный пастырь, хочет повести за собой всех католиков, объяснив им на собственном примере, что деньги и роскошь — совсем не главное в жизни?
А тот факт, что многих итальянцев удивляет такой образ жизни и такое отношение к пастве, тоже легко объясним — люди не успели к нему привыкнуть. Очевидно, что Франциск и Бенедикт XVI, его предшественник, — люди принципиально разные. Бенедикт XVI, он же кардинал Йозеф Ратцингер, — немецкий теолог и философ, человек, привыкший больше времени проводить в размышлениях, нежели в действиях. Из-за этого ему немного не хватало близости к пастве — и католики в свою очередь воспринимали его как строгого наставника, а не как чуткого пастыря. Франциск же совсем другой человек — первый на Святом престоле представитель ордена иезуитов, внимательный к соблюдению условностей и стремящийся к простоте. Он охотно идет на контакт с верующими — а они воспринимают его как близкого человека, который всегда рядом с ними. Действия Франциска — живое тому доказательство: стоит вспомнить хотя бы об обряде омовения ног в Великий четверг, который Папа провел не со священниками, как предполагали традиции, а с малолетними преступниками различного вероисповедания из тюрьмы в пригороде Рима. Он специально посетил это исправительное учреждение 28 марта и отслужил там мессу для заключенных. Каждому из них он подарил голубя и шоколадное пасхальное яичко. А подростки в свою очередь ответили ему подарком в виде самостоятельно сделанного деревянного распятия.
— Поэтому и Пасха в этом году оказалась особенно яркой не только из-за ощущения новизны — первый праздник с новым понтификом! — но и из-за того заряда положительной энергии, который несет в себе Папа Франциск, — подвел итог Джузеппе Д'АМАТО.
Остается лишь надеяться, что позитивный образ нового понтифика в глазах его паствы сохранится надолго — тогда, возможно, он сможет решить все те проблемы, которые стоят перед католической церковью. Сделает ли он ее, как мечтает, «бедной церковью для бедных» — пока неизвестно, но собственный пример Папы не может оставить католиков равнодушными.
А реформировать Церковь он собирается обязательно — в частности, во время одной из аудиенций Франциск заявил, что в современном мире очень важно, чтобы к церковным делам подключались молодые люди. «Говорю вам, уверуйте в это, — попросил он. — Господь с нами, он всегда помогает вам. Помочь всем немного приблизиться к Царствию Небесному — это наша обязанность, тогда и мир сможет немного повзрослеть, избавиться от злобы, войн и несчастий. Давайте двигаться вперед, дорогу молодым!». Сейчас Франциск собрал группу кардиналов, при поддержке которых он и собирается проводить реформы Римской курии — в первую очередь он хочет изменить Апостолическую конституцию 1988 года, подписанную еще Иоанном Павлом II. Координатором группы назначен кардинал из Гондураса, архиепископ Тегусигальпы Оскар Марадиага. Так что древнюю церковь ждут новые реформы — а вот какие именно, гадать пока преждевременно.