Совещание Путина с правительством: без отставок, но с «переводом стрелки», крашеными деньгами и дискредитацией

Президент отвел министрам месяц на то, чтобы исправиться

Жесткого разноса с отставками отдельных министров, которого ждали от совещания по реализации инаугурационных указов Владимира Путина 7 мая, не было. На встрече в Кремле многие министры вообще были в приподнятом настроении, да и Путин некоторых критиковал очень мягким, почти ласковым тоном. Можно было бы сказать, что за неисполнительность президент чиновников слегка пожурил, если б он несколько раз в ходе совещания не произнес слово «дискредитация».

Президент отвел министрам месяц на то, чтобы исправиться

Складывалось впечатление, что правительственные чиновники пришли на совещание, где им явно предстояло услышать немало нелицеприятного (например, вице-премьер Владислав Сурков вообще сообщил о неудовлетворительном исполнении 50 поручений), как на праздник. Ни тени печали на лице министра труда Максима Топилина, министра образования Дмитрия Ливанова и главы Минздрава Вероники Соколовой, которых считали первыми кандидатами на выбывание (первые двое вообще в прошлом году получили президентский выговор за плохое исполнение указов).

До прихода Путина глава МИДа Сергей Лавров, министр промышленности Денис Мантуров и министр спорта Виталий Мутко вообще хохотали. А Сурков, глава кремлевской администрации Сергей Иванов и вице-премьер Аркадий Дворкович не стеснялись пересмеиваться и во время совещания, при Путине, несмотря на то, что сидели совсем рядом с ним.

Путин провел совещание с членами правительства ровно через год после своей инаугурации

Путин провел совещание с членами правительства ровно через год после своей инаугурации

Смотрите фотогалерею по теме

Смешного в том, как исполняются указы, которые Путин заложил в основу своей предвыборной программы и первыми подписал после инаугурации год назад, впрочем, не было. Путин укорял чиновников, в том числе региональных (на совещании присутствовали полпреды президента в федеральных округах, но не губернаторы), за отписки и непродуманные решения. Например, припомнил ситуацию с доплатами медработникам первичного звена и скорой помощи (на недавней «прямой линии», напомню, медработник жаловалась Путину на то, что так и не получила обещанных денег). «Договорились, что передадим это на региональный уровень, - продолжал президент. - Средства выделили? Выделили. Не обманули? Не обманули. Доведены они до регионов? Доведены, а до медицинских работников не дошли. Просто потому, что механизм доведения не был грамотно отлажен». Он напомнил, как на совещаниях, на которых решался этот вопрос, чиновники убеждали его, что деньги дойдут куда нужно: «Я прошу вспомнить о том, что я говорил. Я сказал: «Не заплатят - будут сбои». «Нет, заплатят, мы их (деньги – В.П.) окрасим». Окрасили? Кому нужна такая краска? Где деньги, Зин?!».

Раскритиковал он и программу по расселению аварийного жилья, которая изначально, по его мнению, прорабатывалась «на коленке»: «Заранее всем было видно, что там концы с концами не сходятся, а принцип справедливости явно упущен. Программу, тем не менее, приняли и, прямо скажем, по всем регионам прошлись, заставили их подписать и буквально через месяц констатировали, что она невозможна к исполнению. Зачем принимать такие документы? Понимаете, мы сами себя обманываем, в блуд вводим – результата не будет никакого, и дискредитируем свою собственную работу».

Отдельным губернаторам тоже досталось – за то, что узнав про совещание, они начали перебрасывать средства с конца текущего года на первый квартал для того, чтобы представить хорошие показатели по росту зарплат в сфере образования. И тут Путин вновь произнес слово «дискредитация»: «Так уже было у нас на практике, я это хорошо знаю и помню: под какое-то мероприятие подгонят цифры, зарплату поднимут, а потом в конце года подрежут. И я знаю такие практики. Но это просто будет дискредитировать всю нашу с вами работу».

Минтруда досталось отдельно. И за то, что согласовывало региональные программы, которые явно не были проработаны до конца. Но главное – за пенсионную реформу. «Несколько месяцев подряд шла непростая, очень острая и сложная дискуссия, - напомнил Путин. - Вместе с тем Правительство так и не сформулировало понятной для людей пенсионной формулы. Или она готова, или она не готова. Коллеги говорят, что готова, но тогда давайте её «опубличивайте», примите на правительстве, вносите в Думу, и будем её обсуждать с людьми. Это келейно сделать не удастся, да и не надо этого делать келейно. Нужно, чтобы люди понимали, что происходит, что предлагается».

Глава министерства, впрочем, и сам «подставился», приписав Путину поручение, которое тот не давал. Ранее предполагалось, что с 2014 года будет введена новая формула исчисления пенсии, по которой граждане, в частности, смогут выбирать тариф, который они направят в накопительную или распределительную часть пенсии. «Что касается вашего поручения по поводу возможного продления срока выбора гражданами тарифа, мы этот вопрос также проработали, - сообщил Топилин. - И за подписью заместителя председателя правительства Ольги Голодец буквально несколько дней назад направили в ваш адрес доклад о том, что такое право выбора необходимо предоставить гражданам, по крайней мере, еще до 2015 года».

«У меня не было такого поручения, - поправил Путин. - Если вы сами считаете, что не готовы и нужно перенести на 2015 год, давайте это обсудим. Но не надо только на меня стрелку переводить, что я вам дал какое-то поручение: никакого поручения я вам не давал». Позднее, комментируя журналистам итоги совещания, Топилин от вопроса о том, что это было за поручение, ушел… Впрочем, в заключительной части заседания («середина» проходила в закрытом для прессы формате) идею с продлением сроков глава правительства Дмитрий Медведев поддержал.

В заключение Путин вновь предупредил чиновников об опасности поверхностной работы: «Без структурных изменений – это путь в никуда». И результаты этих изменений, по его мнению, должны ощущаться сразу, а не через несколько лет. А также заметил, что реализация его указов – это не «факультативный подход» и не довесок к текущим задачам правительства, а «стратегическая основа и база для работы всей системы власти».

А чтобы всю серьезность этой работы каждый министр ощущал лично, Путин поручил в течение месяца подготовить, огласить и представить ему задачи министерства на год, приведенные в соответствие с указами. Отчет по результатам работы по новому плану Путин собирается заслушать от каждого министра в конце года.

Наконец, президент в третий раз заговорил о дискредитации: «Игра в статистику и отчётность дискредитирует не отдельных руководителей и чиновников, какого бы высокого ранга они ни были, а всю нашу работу, все наши усилия».

После совещания глава Минтруда заверял журналистов, что свой доклад непременно подготовит в срок: «Если есть поручение, оно выполняется». Как показало совещание, поручение может выполняться, даже если его нет…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру