Традиционно считается, что в имени, которое принимает новый папа, содержится некий мессидж. И выбор не употреблявшегося никогда ранее римскими папами имени Франциска выглядит символичным – в нем скрыт сигнал о необходимости изменений в церкви.
И тут сразу вспоминается святой Франциск Ассизский (1182-1226) – его имя стало синонимом простоты, скромности, миролюбия, любви. «Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих», – таким был его девиз. Выходец из зажиточной семьи, он создал нищенствующий монашеский орден и возвел бедность в жизненный идеал, который зиждется на примере бедного Христа. Свою любовь Франциск распространял на весь мир, на все живые существа – он проповедовал птицам, кормил зимой пчел медом и вином, освобождал зверюшек, попавших в капкан, поднимал червяков с дороги, чтобы их не раздавили.
Вот как писал о святом Франциске Г.К. Честертон: «Он любил петь, но его духовная сила не воплотилась ни в одном из искусств. Он сам был воплощенным духом; духовной сутью, которая вошла в мир раньше, чем мы увидели ее порождения во плоти; блуждающим огнем, от которого более земные люди могли зажечь и свечу, и факел. Он был душой средневековой цивилизации, когда у средневековья еще не было тела. И еще одна духовная волна идет от него — реформаторский пыл, который восходит к словам: «Бог наш — Бог бедных». Его жалость к людям живет во множестве средневековых законов, направленных против гордыни и жестокости богатых; жива она и сейчас во многих из тех, кого не очень точно называют христианскими социалистами, когда надо бы назвать католическими демократами. Никто не считает, что этого не было бы без него, но мы не можем подумать об этом, не вспомнив о нем, ибо он жил и переменил мир».
Кардинал Хорхе Бергольо в некотором смысле может восприниматься как последователь Франциска из Ассизи. Он предпочитает жить в скромной квартире, а не в епископской дворце, он мог пользоваться общественным транспортом, а не ездить на лимузине с шофером, даже пищу себе он порой готовил сам. И даже то, что монсеньор Берогольо омывал и целовал ноги больных СПИДом – это своего рода воспоминание о святом Франциске, который, согласно житию, встретив по дороге в Рим прокажённого, слез с лошади, вручил больному монету, поцеловал ему руку и получил от него «поцелуй мира».
Но есть еще один известный католический святой – Франциск Ксаверий (1506-1552), один из основателей ордена иезуитов, считающийся самым успешным в истории христианства миссионеров. Он обращал жителей Цейлона, Индии, пытался познакомить с христианским учением жителей Японии и Китая. У католиков Франциск Ксаверий считается покровителем Австралии, Борнео, Китая, Индии, Гоа, Японии, Новой Зеландии. Франциск умер по дороге в Китай на острове Шанчуань. В 1553 году его тело было перевезено в Гоа, где оно и находится поныне.
Как известно, новоизбранный папа – иезуит. Так что отсылка к Францсику Ксаверию, сооснователю «Общества Иисуса», тоже вполне очевидна.