Изначально заседание Бюро президиума планировалось сделать закрытым. Но потом эсеры, видимо, рассудили, что шила в мешке не утаишь, и открыто позвали прессу на "разбор полетов" с Гудковыми. Небольшой зал заседаний в помещении фракции "СР" в Госдуме не мог вместить всех желающих. Особенно поражало обилие телекамер - как известно, телевидение редко балует оппозицию своим вниманием по личной инициативе.
Гудковым дали на оправдания по две минуты. Геннадий Владимирович начал с анекдота про мартышку, которая никак не могла выбрать, куда ей идти - к умным или к красивым.
- Мне обе структуры нравятся, и партия, и КС оппозиции, я считаю их очень важными для России, - сказал он. - Нет ни одного партийного решения, которое бы объявляло КС вредным. Прошу разрешить мне продолжить работу и там, и там, обещаю быть полезным партии.
Дмитрий Гудков подтвердил согласие с позицией отца.
- Мое членство в КС не противоречит программе партии, а программа КС повторяет программу Сергея Миронова как кандидата в президенты, - сказал он. - Вспомните итальянскую забастовку, вспомните, как мы приходили с белыми лентами на заседание, вспомните голодовку Олега Шеина. Прошу вас не принимать сложных решений. Я хочу остаться в "Справедливой России", и я хочу продолжить деятельность в КС.
Напоследок Гудков-младший напомнил, что эсеры шли на выборы-2011 под лозунгом "за Россию без жуликов и воров". Имя не прозвучало, но намек был очевиден: мем "жулики и воры" - креатив Алексея Навального, одного из ключевых деятелей КС.
В ответ на все это хладнокровный Николай Левичев выступил с шокирующим заявлением: по его словам, утром этого же дня Геннадий Гудков встретился с Кнышовым - кандидатом от "СР" на пост мэра Жуковского, которого уговаривал поддержать вместе другого кандидата - Новикова, выдвиженца "Гражданской платформы" Михаила Прохорова. Зал притих, и в этой тишине слово было передано депутату Госдумы от Московской области Александру Романовичу, главе подмосковного отделения партии.
- Геннадий Владимирович каждый раз на выборах предлагает выставить единого кандидата от оппозиции, - заявил Романович. - Какой оппозиции? Наверное, КС оппозиции. Это подрывает авторитет партии и идет вразрез с ее решениями. Геннадию Владимировичу надо было бы в этой ситуации положить на стол партбилет. Налицо нарушение устава, там есть пункт 7 и пункт 3, где написано, что члены партии, наносящие вред ее престижу, могут быть исключены из партии.
- Все следят, какой дым пойдет из трубы Ватикана, и какой дым пойдет из трубы Бюро президиума! - провозгласил Олег Нилов. - Пойдет ли из трубы черный дым наших сгоревших товарищей или белый дым от сожженых белых ленточек? Не так уж много различий между католиками и православными, но можете ли вы представить, чтобы член Синода принял участие в выборах папы? Определяйтесь!
На этом месте Николай Левичев перешел к Гудкову-младшему, спросив его о поездке в США.
- Вы у себя в блоге разместили текст своего выступления на английском и попросили его перевести на русский. Кто писал вам текст на английском языке? - поинтересовался он.
- Может быть, вам тексты пишут, но я по бумажке не привык читать, - ощетинился Гудков. - Текст я писал сам, когда летел в самолете.
На этом месте депутат попытался объяснить цель своей поездки в Америку, но Левичев его прервал и зачитал данные некоего стилистического анализа. Анонимный эксперт признавал, что текст Гудкова подозрительно хорош - в нем якобы использованы выражения, которые и англичане-то не знают. "А в выступлении Гудков запинался", - подчеркнул Левичев.
Действо все больше напоминало партийный суд чести в лучших традициях 50-х годов, так что Олег Нилов даже попросил свернуть тему поездки в США. Слишком уж это мелочно - демонстрировать на камеры распечатку речи Гудкова-младшего, где жирным шрифтом были выделены "подозрительные" слова.
Загвоздка была в том, что заранее никакого проекта решения членам Бюро роздано не было. Член Бюро Федот Тумусов предложил мягкий вариант - "последнее китайское предупреждение": окончательно запретить Гудковым участие в КС, и если не послушаются - исключать. Но телекамеры собирались явно не для того, чтобы запечатлеть примирение партии с ее заблудшими сыновьями. Поэтому слово взял молчавший до сих пор лидер партии Сергей Миронов. И с ходу отрезал:
- Предлагаю Бюро принять решение об исключении из партии Геннадия Гудкова и Дмитрия Гудкова. Обсуждаем, высказываемся и ставим на голосование.
Гудков ответил на обвинения, связанные с ситуацией в Жуковском:
- Я там не с одним кандидатом встречался, а с тремя сразу! Можно там, конечно, как в анекдоте: не догоню, так согреюсь. Но там можно выставить кандидата и победить, и создать коалиционную администрацию. А иначе все проиграют, потому что власть реализует концепцию "разделяй и властвуй". Мы же с вами современная партия, мы в Социнтерне, зачем же мы скатываемся в холодную войну, в 1937 год? Сегодня не моя и не Дмитрия судьба решается. Мы не должны становиться нишевой партией. Я был главой Народной партии, созданной из депутатов-одномандатников. Прекрасные ребята! Но партия вступила на путь подыгрывания власти, конструктивного сотрудничества.... Это закончилось 2% электоральной поддержки. Мне кажется, если мы откажемся от сотрудничества с улицей, то совершим стратегическую ошибку. Власть мы можем получить только став массовой, боевой партией, иного способа реализовать нашу программу у нас нет.
Напоследок Гудков поблагодарил коллег по партии за совместную работу. Прощальное слово его отца было несколько жестче:
- Один из лозунгов на Болотной был: "Я голосовал за других сволочей", - заявил Геннадий Гудков. - За нас голосовали не потому, что мы представляем интересы среднего класса, а потому, что больше не за кого! И если мы выбираем путь конструктивного сотрудничества с властью - это путь к слиянию с Общероссийским народным фронтом. Мы не будем торопиться и бежать куда-то в другие партии. Ситуация быстро меняется - мы подождем. Считаю, что мы еще вместе поработаем.
В защиту Гудковых неожиданно выступил только депутат Валерий Зубов:
- Мы не секта! Мы претендуем на то, чтобы быть партией - и мы обязаны работать вне партии, в Координационных советах и Левых фронтах. Не работать там - терять электорат. А еще - почему мы не собираемся в таком составе обсудить, как мы голосуем в Думе? Мы приезжаем в регионы - нас спрашивают: вы говорили, что вы за выборы губернаторов, почему же голосуем за их назначение? У нас нет дискуссии внутри партии! Надо начинать обсуждать вопросы, работать во внешних организациях, чтобы расширять электорат. Разговор надо продолжить без телекамер, как в своем доме, а исключать, рубить - ошибка будет.
Пожалуй, только эта эмоциональная речь спасла заседание Бюро президиума от того, чтобы его сравнили с травлей Пастернака. Все остальное производило тяжелое впечатление. И эмоциональное "Димка, ну ты понимаешь, что натворил там, в Сенате?!" Елены Драпеко. И безумно артистичное "лукавят они, лукавят!" Риммы Марковой. И более чем странное заявление Светланы Горячевой о том, что Гудков-младший "ездил в Астрахань с Ксюшей Собчак кого-то защищать". Ведь этот "кто-то" - Олег Шеин, которого партия вроде бы поддерживает. А защищать его в апреле-2012 ездила чуть ли не вся фракция в полном составе, включая Миронова и Левичева. Даже заказали для этой акции партию футболок с лозунгом "Олег, мы с тобой!" Неужели в следующий раз кто-то из эсеров легко выйдет на уличный митинг плечом к плечу с руководителями партии, если потом за это можно огрести публичную оплеуху от своих же коллег?
Вопросы об исключении Гудковых Левичев поставил на голосование отдельно. Голосов "против" не было - кроме, конечно, голоса самого Гудкова-старшего (младший - не член Бюро).
Кстати, исключение из партии не влияет на наличие мандата в Госдуме. Так что Дмитрий Гудков останется депутатом, несмотря ни на что. А значит, будет единственным представителем КС оппозиции в Госдуме и единственным реальным связующим звеном между официальной властью и Болотной площадью.
Напомним, соратники по партии предали остракизму отца и сына Гудковых после участия в "Марше против подлецов" 13 января. Протестуя против запрета на усыновление российских сирот в США, участники акции публично выбросили в мусорные баки портреты депутатов, проголосовавших в Госдуме "за" "антисиротский акт". Среди выброшенных были и портреты депутатов-эсеров. Это возмутило однопартийцев, которые тут же потребовали от нескольких видных эсеров выбирать: или партия, или оппозиция. Этому требованию подчинились депутат Илья Пономарев, порвавший с "Левым фронтом", и депутат астраханской облдумы Олег Шеин, вышедший из Координационного совета оппозиции. А вот входящие в КС Гудковы делать выбор отказались...