По новой парламентской традиции, текст законопроекта ко второму чтению изменился до неузнаваемости. Раньше он помещался всего на одной страничке убористого текста, а теперь разросся до 18 листов! И почти все это - за счет поправок партии власти. Поправки оппозиции в основном учтены не были. Например, юрист КПРФ Вадим Соловьев предлагал оставить всей стране всенародные губернаторские выборы, а в республиках Северного Кавказа ввести мораторий на 10 лет - до 2023 года назначать там глав регионов. Ведь "ЕР" жаловалась, что там из-за сложной обстановки выборы проводить трудно. "Вот вам десять лет, наведите порядок!" - заявил коммунист. Идея не прошла: назначение "сверху" санкционировали для любых регионов по их желанию.
Напомним, что до 2012 года при назначении губернаторов действовал простой механизм: партия, выигравшая выборы в региональное заксобрание, предлагала президенту три кандидатуры, а он вносил одну из них на утверждение закса. Теперь нас ждет якобы более демократичный механизм: по три кандидатуры от всех представленных в ЗакСе партий, а также от думских.
На самом деле это - страховка "Единой России" на тот случай, если выборы в ЗакС будут где-то проиграны. Единороссы и так здорово понервничали в 2011 году, когда эсеры имели шансы победить в Питере и тут же сменить губернатора.
Поправки ко второму чтению конкретизируют процедуру внесения кандидатур. Эти правила можно с успехом назвать "актом о консультациях". Подковерные и закулисные договоренности, о которых обычно стесняются говорить вслух, теперь возведены в ранг обязательной законной процедуры.
Схема такова: партии сначала "проводят консультации" с непарламентскими партиями, потом - предварительные консультации с президентом, и только узнав от главы государства, каких кандидатов он хотел бы увидеть в списке, предлагают ему этот самый список на рассмотрение. Какой сюрприз: только президент подумал назначать Имярека губернатором, как соответствующая инициатива и пакет документов уже ложатся ему на стол!
В Думе у нас четыре партии - значит, на каждый регион придется наскрести минимум 12 кандидатов в губернаторы. Порядок рассмотрения этих кандидатур, разумеется, определяет сам президент. Составленный в Кремле по никому не известным правилам шорт-лист из трех человек поступает наконец в заксобрание, которое избирает губернатора.
Однако даже с таким количеством "консультаций" власть не почувствовала себя в безопасности. И предусмотрела неслыханное явление: возможность второго тура при утверждении губернатора в заксобрании! Если раньше для "победы" президентскому кандидату нужно было получит две трети голосов региональных депутатов, то теперь достаточно половины. А если никто из трех не одолеет эту планку с первого раза - тогда двое фаворитов выходят во второй тур... Видимо, на тот случай, если в какой-то ЗакС просочится слишком много оппозиционеров. Ну и вишенка на торте - пояснение: во втором туре выигрывает тот, у кого выше результат "по отношению к числу голосов, полученных другой кандидатурой". Это - чтобы оппозиция не сорвала "выборы", отказавшись в них участвовать. Таким образом, для утверждения губернатора в должности будет достаточно даже пары голосов.
Попутно в закон "зашили" перелицованную норму о выборах сенаторов, придуманную спикером Совфеда Валентиной Матвиенко. Каждый кандидат в губернаторы - как назначенный, так и избираемый народом - обязан озвучить трех потенциальных сенаторов, который он отправит в СФ. Только Матвиенко предлагала включать их в бюллетень для "рейтингового голосования", но это правило потерялось. Так что можно смело говорить, что идея даже об урезанных выборах сенаторов выродилась в фикцию.
И еще деталь: партии по тексту законопроекта проводят консультации с президентом, но... нигде не сказано, что глава государства обязан их проводить. А вот сами партии, наоборот, обязаны проконсультироваться со всеми своими парламентскими коллегами!
Там же теперь партий черт знает сколько! - возмутился на заседании комитета депутат от ЛДПР Сергей Иванов. - Мы что, за ними бегать должны и спрашивать, не хотят ли они нам кого-то предложить?!
- Механизм мы сделаем, - успокоил его глава комитета Владимир Плигин. Возможно, партии просто обяжут сообщать в Интернете о проведении консультаций, а дальше кому надо - приходите сами. Но что мешало прописать это уже сейчас? Видимо, спешка: законопроект нужно как можно скорее принять. Губернаторские выборы в этом году 8 сентября - кампании стартуют в начале июня. Закон должен успеть вступить в силу еще раньше, тогда желающие регионы к лету успеют поменять себе систему выборов губернаторов. И, возможно, кое-где в сентябре обойдутся без избирательных кампаний. Одними консультациями.