Куда пойдет реформа?

Авторитетное мнение члена Общественной Палаты РФ Ольги Костиной

Дискуссия вокруг реформы Общественной палаты РФ, начатая группой сенаторов, существенно выходит за рамки корпоративного обсуждения. На фоне нарастающей гражданской активности в обществе обостряется вопрос «что делать?».

Авторитетное мнение члена Общественной Палаты РФ Ольги Костиной

Вне зависимости от политической окраски многие аналитики сходятся в одном — слышать и учитывать мнение граждан для современной власти — приоритетная задача. В ней — и залог поступательного развития страны, и предотвращение социальных взрывов. Сможет ли Общественная палата стать площадкой для реального и долгожданного процесса формирования профессионального и ответственного третьего сектора — современных институтов гражданского общества? Безусловно, если объявленная реформа не будет направлена исключительно на структурные или технологические изменения в формировании состава ОП РФ. Целью реформирования должны стать искренние совместные усилия общества и государства для развития неправительственного сектора и полноценное участие НКО в жизни страны.

В США общественные институты занимают около 30% рынка труда. В странах Европы человек, посвятивший себя работе в НКО, пользуется особым уважением. Во всех случаях государство не только содействует — организационно и финансово — развитию этой системы, но и активно разделяет с ней ответственность за планирование и осуществление политики в самых разных областях.

Это естественный путь построения отношений власть–общество. Профессиональная политика — удел немногих. Знание своих прав и умение грамотно отстаивать их совместными усилиями — обязанность адекватного и активного члена развитого гражданского общества. Причем спектр такого участия довольно широк — от повседневного самостоятельного столкновения с реальностью до сознательного делегирования защиты своих интересов на выборах всех уровней.

В рамках заявленной дискуссии можно выделить 3 группы основных вопросов к деятельности Общественной палаты в ее нынешнем виде:

1. Идеология. В чем актуальность палаты через 7 лет с момента образования: за этот период общество серьезно изменилось, изменились вызовы времени, должны ли измениться идеология и смысл ОП РФ? Дублирование парламента или Президентского совета по правам человека? Площадка для выпускания пара, сформированная Администрацией Президента для политического равновесия? Поэтому внести ясность и совершить значительный, хоть и нескорый прорыв в развитии палата сможет только став стартовой площадкой и одновременно институтом постоянной поддержки и развития российского сегмента НКО. В том числе формируя постоянные обучающие модули по всей стране, содействуя конструктивной гражданской активности, добиваясь законных методов влияния на государственную политику и общественную жизнь. Важнейшим шагом на этом пути должна стать и назревшая реформа значительно расширенной с этого года президентской грантовой программы — на смену сегодняшним НКО-операторам должны прийти несколько крупных агентств или фондов, для которых финансовая поддержка, в том числе и текущей деятельности неправительственных структур, станет повседневной задачей.

2. Принципы формирования, ответственность и полномочия. Предложенные принципы формирования палаты с возможностью представительства всех регионов способны простимулировать создание местных структур по всей стране, и — если идеология будет принята — критика за дублирование Совета Федерации отпадет сама собой. Ведь в палате речь пойдет не столько о законотворчестве, сколько о гражданском и правовом развитии общества. Что касается качественного наполнения частей списка, а также изменения полномочий, мне кажется целесообразным присмотреться к французскому опыту. Наверное, далеко не все из регламента Социального, экономического и экологического совета Франции (такое название у нашего аналога) нам пригодится. Численность этой структуры намного больше, чем предлагают новой Общественной палате, его члены получают зарплату и избираются сроком на 5 лет. Но, во-первых, структура членов совета охватывает все социальные и профессиональные слои общества, а во-вторых, обязанности и полномочия настолько конкретны и объемны, что предписывают премьер-министру не только запрашивать заключения и экспертизы по всему спектру государственных решений, но и обязывают его ежегодно сообщать, как эта работа использовалась правительством.

3. Прозрачность деятельности. Все документы, регламентирующие деятельность палаты, рассматриваемые и принятые ею, а также отчеты о финансовых расходах должны быть доступны общественности. Если по ним будут возникать вопросы, ответы должны предоставляться терпеливо и без проволочек. Ведь речь пойдет об эффективности расходования бюджетных средств, в числе которых есть и наши налоги.

Общественная палата в целом и отдельные ее члены в частности регулярно подвергаются как справедливой критике, так и откровенным нападкам. Но, в свою очередь, коллеги тоже не упускают возможности публично позлорадствовать над разборками в Координационном совете оппозиции или интернет-битвой за места в Президентском совете по правам человека. Поэтому вопросы этики не должны игнорироваться при формировании нового совета ОП РФ, а также в целом при оценке современного состояния общественных настроений. Чтобы не терять время, наступая на те же грабли.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру