Дата показа фильма не была случайной: в этот день российские военные разведчики отмечают свой праздник. Фильм заявлен как документальный, однако в нем много постановочных сцен. Сам Энвер появляется только в виде темного силуэта и голоса за кадром. Он рассказывает, как в департаменте контрразведки ему предложили послужить уже новой родине — Грузии. Чтобы выявить сеть российской агентуры в стране, он под контролем грузинских контрразведчиков вновь вступил в контакт со своими кураторами из ГРУ.
В рамках операции «Энвер» по обвинению в работе на ГРУ были задержаны 13 человек. 6 июля 2011 года 9 «агентов ГРУ» были осуждены. Максимальный срок — 14 лет — получил 64-летний гражданин РФ Юрий Скрыльников. По версии грузинских спецслужб, пенсионер был связным между ГРУ и грузинской резидентурой.
Сейчас все фигуранты дела уже на свободе. Новые власти Грузии признали их политзаключенными. С Юрием Скрыльниковым мы встретились в одном из московских военных госпиталей, где его готовили к операции: здоровье пожилого человека было подорвано в заключении.
«Шпионская династия»
На самом деле Скрыльников был арестован не в октябре, как большинство фигурантов дела, а еще 13 мая 2010 года. И к моменту раскрутки дела «Энвер» у него уже был приговор — 18 лет. Только к шпионажу это первое дело не имело никакого отношения.
— Мои дедушка с бабушкой жили в Грузии с 1933 года, — рассказывает Скрыльников. — Я родился в Аджарии, в селе Уреки. Потом семья переехала в Батуми. У моей жены сохранилось под Батуми родительское имение: дом с цитрусовым садом. В нем живут братья жены с семьями. А мы в 2006 году были вынуждены уехать оттуда — после того, как младшего сына Руслана задержали по обвинению в шпионаже…
Это была громкая история: в 2006 году в Грузии задержали шестерых российских военнослужащих. МВД Грузии утверждало, что они сотрудники ГРУ. После того как Москва приостановила все транспортное сообщение с Грузией и начала депортировать на родину грузинских нелегалов, Грузия освободила военных. Среди них был и Руслан Скрыльников.
— Руслан работал на 12-й российской военной базе в Батуми простым водителем, — рассказывает отец. — Как и старший сын Эдуард. Оба отслужили срочную, а работать в Батуми было негде — только на базе. Там хоть какие-то деньги платили. Мои дети были приписаны к штабу, но работали на своих машинах. Возили офицеров. Даже если офицер шпион, при чем тут его водитель?..
Набор «Шпионский»: водка, сало и фальшивые доллары
Сам глава семейства уехал в Россию еще в 1994 году, чтобы спасти семью от голода. В то время в Грузии не платили зарплаты, пенсии. Жить было не на что.
А в мае 2010 года Юрий поехал навестить близких родственников.
— Навестить, отдохнуть, сделать документы… Жена старшего сына окончила мединститут в Батуми — надо было сделать апостиль диплома. Нужно было и мои документы взять, что я учил грузинский язык, так как мне предложили работу переводчика.
— Как вы пересекли границу с Грузией?
— Я поехал на маршрутке через КПП «Верхний Ларс». Так как я уроженец Грузии, у меня есть документ о виде на жительство. На границе я предъявил свой паспорт. У меня в сумке были гостинцы: 5 кг сала, хорошая водка и конфеты. Но сало не пропустили. Разрешили взять только небольшой кусок.
Дальше идет рассказ Скрыльникова о его задержании:
— Я приехал в Батуми, остановился в доме родственников. На следующий день с невесткой поехали на маршрутке в гости к ее дочке. Когда вышли из маршрутки, нас арестовали. Привезли в контрразведку. У меня был маленький целлофановый пакет, в нем — бутылка водки и сало. При себе были 100 долларов, документ о виде на жительство. Паспорт с отметками пограничников остался дома. Мне говорят: выложи все, что в пакете. Я выложил сало и водку. Это была перцовка, в ней перец плавает… Все заходили, любовались, говорили: «Какая хорошая водка!». Я им: «Составьте протокол изъятия». — «Потом составим».
— За что меня задержали? — спрашиваю.
— Потом узнаешь.
Я требую адвоката. «Все будет, но не сейчас». Три дня у меня не было адвоката. Следователь Владимир Даташвили задавал такие вопросы: «Вы патриот Грузии?», «Кто первый начал войну в 2008 году?»… Потом он взял со стола мой пакет и отправился на обыск. Дом обыскивали без понятых. Украли мой паспорт, 300 долларов, которые лежали на серванте…
Когда вернулись с обыска, следователь кинул на стол мой пакет, а там — три пачки долларов по 100 купюр и еще 80 купюр. Я говорю: «Это не мое».
Следователь нагло так заявляет: «Ты сам нам эти доллары предъявил».
— Ты хотел знать, за что тебя задержали? — говорит. — Вот за это. И еще ты подделал грузинский паспорт и по нему пересек границу. По поддельному паспорту купил сим-карту и звонил подельникам, которые должны были продать фальшивые доллары…
Этот «фальшивый паспорт» они даже в суде не показали. Его никто не видел.
Секретный свидетель
Скрыльникова отправили в Глданскую тюрьму. Ту самую, где пытали и убивали людей. Самого его не трогали, но по ночам он слышал крики в соседних камерах. Потом 13 раз его переводили из тюрьмы в тюрьму.
— После предъявления обвинения я больше следователя не видел. Никто меня ни разу не допрашивал. Моих показаний в деле нет, — рассказывает он. — Очные ставки не проводились. По первому делу меня осудили на 18 лет. Потом опять перевозят в Глдани и предъявляют шпионаж.
— Какие же секреты вы украли?
— Не знаю. Я вообще с делом не знакомился, не знаю, что в нем. Оно же секретное…
— А по второму делу вас допрашивали?
— Нет.
— То есть я правильно понимаю: вас ни разу не вызвали на допрос?
— Нет. Мои показания отсутствуют в деле.
— Вам предлагали выступить с чистосердечным признанием?
— Ко мне приходили в камеру 4 человека угрожать. Говорят: «Домой хочешь?» — «Хочу». — «Вот подпиши». — «Ничего подписывать не буду». Другой говорит: «Ты только выступи на суде — и сразу тебя домой отпустим». Говорили: «Ты посмотри на свой срок! Живым отсюда не выйдешь, подумай».
— Адвокатам дали ознакомиться с делом?
— Какое там! В деле 400 страниц. Полностью его не читал ни один адвокат. Давали знакомиться только по кусочкам, уже в суде. Все это мотивировалось секретностью. Следствие по всем нам вели раздельно. Делали так, чтобы я и другие арестованные не оказались одновременно в одной тюрьме. Если я был в Батуми, они были в Тбилиси. Мол, это такой шпион — он сквозь стенку пройдет!..
— А фильм «Энвер» вы видели?
— Глупый фильм.
— Интересно, этот «внедренный агент» в фильме — он реальный человек?
— У нас свидетелем на суде был некий Хайдаров, имя не помню. Он говорил: «Я работал на Россию, потом стал работать на Грузию. За мной были закреплены люди из ГРУ. Я должен был подходить в определенное время к армянской церкви в Батуми, а они передавали в центр, что со мной все в порядке».
— Хайдаров — это и есть Энвер?
— Да, он и есть. В следственных материалах он проходит как «Георгий Абашидзе». Засекретил себя, значит. Когда его как ключевого свидетеля вызывают в суд, прокурор заявляет, что тот, кто в деле проходит как Абашидзе, на самом деле Хайдаров. Он же паспорт предъявляет! Какая здесь уже тайна?!
— Он и на вас давал показания?
— Говорил, что я с ним встречался, представляясь Владимиром. А ему звонили из Краснодара, что приедет Владимир. При этом дал мое описание: маленький, лысый, с длинным носом. Смотрите сами, похож ли я на этот портрет…
— Что известно об этом Хайдарове?
— Он работал преподавателем в мореходном училище в Батуми. Говорят, проворовался. Его арестовали, но он заплатил деньги, вышел по процессуальному соглашению. Кажется, он даже дважды судим. Энвер в фильме — это он. Он на всех и давал показания.