Центризбирком хочет отказаться от бумажных бюллетеней

«МК» выяснил закулисные подробности «автоматизации» голосования

Следующего президента и следующую Госдуму россияне могут избирать без бюллетеней. Одним пальцем. Установить на участках устройства для безбумажного голосования, по-видимому, планирует Центризбирком. Во всяком случае, ничто ему в этом не препятствует: необходимые законодательные изменения уже проведены, причем без лишнего шума в прессе. Источники «МК» в ЦИКе подтверждают, что вариант массовых безбумажных выборов серьезно рассматривается ведомством. Компаниям, производящим технику для голосования, это принесет миллионные госконтракты. А главе ЦИКа Владимиру Чурову — практически неограниченную свободу в определении правил, по которым проводятся выборы.

«МК» выяснил закулисные подробности «автоматизации» голосования
Рисунок Алексея Меринова

Модернизировать выборы повелел в послании Федеральному собранию от 2009 года бывший президент Дмитрий Медведев. Во исполнение его мудрых предначертаний Центризбирком в мае 2011 года принял программу, которая предполагает к 2015 году обеспечить 2/3 избирательных участков страны аппаратами двух видов — КОИБами и КЭГами.

Что это такое?

КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) — обычная урна, на которую сверху установлен сканер. Оптическое устройство считывает «галочку» в бюллетене прямо в момент волеизъявления, а присоединенный принтер после окончания голосования выдает готовую таблицу с указанием, сколько за кого голосовало. КЭГ (комплекс электронного голосования) — аппарат с несколькими экранами на основе технологии touch-screen. Несколько лет назад это было экзотикой, сейчас все хорошо знакомы с такой техникой на примере айпэдов, смартфонов и терминалов для оплаты мобильной связи. Для голосования бюллетень не нужен — достаточно нажатия пальцем на экран.

Примерно треть москвичей видели КОИБы на выборах и лично ими пользовались, хотя и не в последнюю федеральную кампанию (почему — об этом речь впереди). КЭГи воочию видели немногие, а на участках и вовсе единицы. 

Оборудовать один избирательный участок КОИБами стоит 110 тысяч рублей — в цену входят две урны со сканером и принтер.

Один участок с КЭГами обойдется почти в пять раз дороже — 523 тысячи за семь стационарных экранов для голосования и два переносных, для голосования дома. Это максимальная комплектация, но ее можно смело считать базовой и вообще единственно возможной, поскольку на практике Центризбирком никогда не заказывал других вариантов.

Программа модернизации российских выборов влетит казне в копеечку — 15,7 миллиарда рублей к 2015 году. Львиная доля этих средств предназначалась для закупки КОИБов, потому что КЭГи можно было использовать не везде. Ведь голосование без традиционных бумажных бюллетеней — дело сомнительное. Бумагу можно достать из урн и пересчитать вручную. Более того, сделать это можно при желании в течение года после выборов — именно столько по закону хранится избирательная документация. А как проверять электронику? Поэтому закон установил ограничение: КЭГи применять максимум на 1% избирательных участков (статья 64.15 ФЗ «Об основных гарантиях»). На федеральных выборах это 1000 точек для голосования.

Поправка с маскировкой

Так было до 2 октября 2012 года, когда президент подписал закон, разрешающий в числе прочего использовать какое угодно количество КЭГов на каком угодно числе участков в таком порядке и по таким правилам, по каким угодно Центризбиркому. 

Думские единороссы искусно зашили поправку в скандальный закон о введении Единого дня голосования в сентябре, внесенный в парламент ЛДПР. Между первым и вторым чтением документ был переписан настолько радикально, что даже сами авторы отказались за него голосовать. В числе прочих изменений ко второму чтению в нем появился и незаметный пункт: «в пункте 15 статьи 64 второе предложение исключить».

Поправка выглядела так безобидно, что сначала на эту мелочь никто не обратил внимания. Даже сам Владимир Чуров. Или, может, он не обратил на нее внимание журналистов? Судите сами. Текст законопроекта с упомянутой поправкой появился в базе данных Госдумы 19 июня. А ровно через месяц, 19 июля, Чуров на пресс-конференции сказал о необходимости изменить в будущем закон и снять 1%-ное ограничение на использование КЭГов или по крайней мере поднять планку до 25%. Мог ли глава ЦИК не знать о том, что интересующая его поправка уже принята Думой в трех чтениях? Бывают, конечно, чудеса, но не такие. Тем более поправка не только убирает ограничение на КЭГи, но и дает Чурову неограниченное право решать, как именно их использовать. Потому что в пункте 15 статьи 64-й остались такие слова:

«Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации».

Выборы 4 декабря. Президент Медведев с супругой голосуют посредством КОИБов.

В переводе на русский это значит, что как голосовать и как считать голоса на участке с сенсорными голосовалками, определяет сам Центризбирком, а не закон. Пока КЭГи использовались на выборах в гомеопатических дозах, это было неважно. Но теперь этими аппаратами можно закрыть целые протестные города. И тогда на территории выборов вместо закона будут действовать инструкции ЦИКа.

Бюллетень длиной в километр

Поправки в закон застряли в согласительной комиссии между Госдумой и Совфедом и еще не были окончательно утверждены, а ЦИК уже сделал первый шаг к массовым безбумажным выборам: приостановил закупки КОИБов, деньги на которые выделены из бюджета под президентскую программу технического переоснащения избирательной системы.

«Постановлением Правительства Российской Федерации 1708-р от 17 сентября 2012 года закупки КОИБ перенесены на 2013 год. Решение по КОИБ зависит от принятия новой формы бюллетеня законодателями», — заявили «МК» в Центризбиркоме.

При чем тут бюллетень? А вот при чем: в прошлом году стартовала медведевская партийная реформа. Раньше партий было всего 7, теперь — 48, и это еще не предел. И циковцы беспокоятся: слишком длинные бюллетени не поместятся в сканеры.

— Мы не объявляем конкурс, потому что есть проблема с бюллетенями, — объяснил «МК» президент Совета директоров ФЦИ Геннадий Райков. — КОИБ берет бюллетень длиной до 60 сантиметров, иначе сканер не будет работать. Это около 30 партий. А у нас неизвестно, сколько партий будет к выборам. Какой будет бюллетень — километр, два?..

Правда, на выборах 14 октября эти опасения не оправдались: в голосовании участвовало лишь 20—25 партий. Однако Центризбирком настаивает на том, что для покупки КОИБов надо сначала принять закон, упрощающий форму бюллетеня. Например, Владимир Чуров предложил делать его в виде небольшой карточки с полями для цифр — как на конверте, где нужно вписать индекс. Сюда избиратель будет вносить порядковый номер полюбившейся ему партии.

Со своей стороны, Дума не торопится менять форму бюллетеня. «Над этими проблемами мы с Центризбиркомом будем работать, у нас есть время», — заверил «МК» глава думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Конкретных сроков он называть не стал, предположив, что вопрос с бюллетенем может быть решен к концу весенней сессии. Геннадий Райков уверен, что это слишком поздно.

Новые технические возможности вдохновляют главу ЦИК Владимира Чурова.

— Чем больше затягивается вопрос, тем больше вероятность неизготовления КОИБов, — утверждает Геннадий Райков. — Чтобы успеть к выборам 8 сентября 2013 года, заказ на технику надо разместить уже сегодня. Прямо сейчас. Потому что для производства надо закупить комплектовку, а она вся производится не в России. Можем не успеть.

Чудо-техника запылилась

Зато пока суд да дело, ЦИК уже подготовил улучшенную версию КЭГов. Вот как это описано в официальном ответе ведомства, поступившем на запрос «МК»: «Только что закончилась работа комиссии по приемке усовершенствованных КЭГ. Теперь в КЭГ информация предоставляется не только на русском, но и на национальных языках, комплекс позволяет голосовать по многомандатным округам, электронный бюллетень вмещает любое количество партий, кроме того, улучшен ряд технических характеристик. Техническое решение КЭГ доработано».

Тут не сказано, что Центризбирком собирается вместо КОИБов закупить для выборов КЭГи. Но это очевидно — иначе зачем поправка, зачем тратить деньги и время на усовершенствование этой и без того баснословно дорогой машинки?

Стоимость КЭГа стала причиной скандала при попытке ЦИКа приобрести первую крупную партию этих аппаратов весной прошлого года. Известный оппозиционер и борец с коррупцией Алексей Навальный подал в Федеральную антимонопольную службу жалобу, посчитав цену на КЭГ завышенной. По оценке Навального, некоторые западные аналоги стоят значительно дешевле. При этом нельзя сказать, что ЦИК поддерживает отечественного производителя: элементы для КЭГов закупаются за рубежом, в России производится только сборка. ФАС даже приостановил по жалобе автора «РосПила» подписание контракта на поставку КЭГов, однако потом претензии были сняты.

В итоге Центризбирком получил внушительный парк сенсорных голосовалок — 1000 штук. То есть максимум, разрешенный законом на тот момент. Удивительно, но большая часть приобретенного с таким скандалом технопарка во время федеральной избирательной кампании осталась на складах. В частности, на выборах в Госдуму 4 декабря 2011 года на участки отправились только 327 аппаратов — остальные 673 аппарата никогда не покидали пределов склада. Итого — 351 миллион рублей, потраченный впустую. Но черт с ними, с деньгами, нам для честных выборов ничего не жалко. Беда в том, что из-за спорадического применения КЭГов не существует подробного анализа их применения. Как это работает — мало кто понимает. Эти аппараты попросту не прошли массовой апробации.

То сломаны, то не сломаны...

Зато по КОИБам собрана обширная статистика. Эксперты в области выборов давно говорят о том, что на участках с КОИБами результаты получаются не такими, как на «ручных». «По нашим наблюдениям, в Москве с 2005 года прослеживается такая тенденция: на участке с ручным подсчетом в среднем на 5% выше явка и результат «Единой России» или кандидата от власти, и на 2—3% ниже результат КПРФ», — объясняет «МК» председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин. Причина проста: сканер работает строго по программе. Ровно в 20.00 заканчивается голосование, и чудо техники перестает принимать бюллетени. Поэтому в электронную урну невозможно набросать лишних бюллетеней после закрытия участка, когда вокруг меньше всего посторонних глаз.

Разницу между ручным и электронным подсчетом можно было воочию наблюдать в Москве в декабре 2011 года. Столичному правительству в наследство от экс-мэра Юрия Лужкова досталось богатство — 1000 КОИБов, закупленных специально для Москвы. Это треть всех столичных участков. Однако перед думскими выборами Мосгоризбирком объявил, что аппараты сломаны, и не стал их использовать. На участки отправили только 250 КОИБов, которые столице выделил Центризбирком. Почему-то их не стали размазывать по городу тонким слоем, а сконцентрировали в Тушине. Результат: в среднем по Москве «Единая Россия» получила около 46%, а в Тушине — 32%. После таких цифр трудно отделаться от подозрения, что именно из-за разницы в результатах закупки КОИБов стали тормозить.

Так выглядит КЭГ — комплекс электронного голосования.

Кстати, «МК» поинтересовался в Мосгоризбиркоме судьбой сломанных столичных машин для голосования. «Все они находятся в исправном техническом состоянии», — таков был официальный ответ члена городской комиссии Фаяса Халилулина. Но это, конечно, не значит, что починенные КОИБы будут использовать на выборах в Мосгордуму. Считать голоса вручную или на машинке — решают регионы. Например, 14 октября техникой было оборудовано только 2505 участков, хотя в реальности у Центризбиркома в два раза больше машин. Почему? Этот вопрос «МК» задал ЦИКу и получил такой ответ: «На выборах в Единые дни голосования КОИБы используются по инициативе организующих комиссий». То есть сколько бы электроники ни было закуплено на бюджетные миллионы, нижестоящие комиссии имеют право ее не использовать, и Центризбирком настаивать не станет! Разумеется, это в полной мере относится и к КЭГам.

Спрашивается: какой смысл «оборудовать» ультрасовременной дорогой техникой склады и запасники? Смысл может быть для того, кто получает от этого деньги. 62 тысячи участков, которые к 2015 году надо оборудовать техникой, — это миллионные госзаказы. Поэтому переориентация с КОИБов на КЭГи необязательно связана с тем, что первые считают честнее, а вторые — неизвестно как. У производителей этой специфической продукции свои интересы, и вокруг будущих заказов может идти настоящая борьба лоббистских группировок. Кого поддержит Чуров, тот и имеет шанс на выгодный контракт.

Ну а результаты выборов в России — в любом случае дело техники.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Григорий МЕЛЬКОНЬЯНЦ, заместитель исполнительного директора ассоциации «Голос»:

— При использовании КЭГов человеческий фактор снижается, но эти устройства сложнее поддаются контролю, так как из них, в отличие от КОИБов, нельзя вынуть бюллетени и пересчитать. Правда, идет запись на контрольную ленту: когда человек голосует, его выбор печатается рядом в окошечке на бумаге, потом лента в случайном порядке проматывается, чтобы нельзя было определить, чей это голос. Ленты очень длинные, свой выбор можно отменить, он перепечатывается. В общем, когда на тестировании мы пытались по ленте пересчитать голоса — было сложно и не все совпадало.

Методики контроля за этой системой в принципе не существует, контроль за КЭГами со стороны наблюдателей очень ограничен. ЦИК не делает этого, но вообще-то надо открывать программные коды, показывать, как происходит суммирование голосов, чтобы общество было уверено, что аппарат не выдает заранее запрограммированный результат.

Андрей БУЗИН, председатель Межрегионального объединения избирателей:

— В массовом порядке КЭГи пока не использовали, анализа их применения я не видел. Мне кажется, это естественное явление — автоматизация. Другое дело, что у общественности это вызывает подозрения, а значит, надо продумывать механизмы законодательного контроля. Применение КЭГов регулируется инструкциями ЦИК, но эти инструкции — тоже часть нормативной базы, и прежде чем их принимать, надо проводить какую-то экспертизу, заранее публиковать, рассылать заинтересованным лицам. И надо, чтобы контрольная лента публиковалась, — там нет данных об избирателях, поэтому не нарушается тайна голосования, зато каждый может убедиться, как учтен его голос. А если всё делают втихаря, это только провоцирует подозрения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру