Гондурасские коррупционеры нагнали наших

В рейтинге Transparency International место России практически не изменилось

Авторитетная международная организация Transparency International опубликовала ежегодный рейтинг восприятия коррупции. Позиция России в нем практически не изменилась: мы остаемся среди стран, где коррупция ощущается сильнее всего. Впрочем, эксперты признаются, что не брали в расчет недавно начавшуюся волну антикоррупционных дел во властных эшелонах.

В рейтинге Transparency International место России практически не изменилось
Рисунок Алексея Меринова

 

«Мы надеялись, что у нас получится выползти из зоны национального позора — нижней трети рейтинга, — говорит директор российского подразделения Transparency International Елена Панфилова. — Без этого говорить о каких-то улучшениях смысла нет. Это либо «хуже», либо «еще хуже».

В этом году России не удалось выйти за пределы этого самого «хуже». Мы заняли 133-е место из 176 стран. В прошлом году Россию поставили на 143-е место из 182 стран. Но сопоставлять эти цифры пока нельзя, подчеркивают авторы работы. Помимо изменения количества стран в рейтинге он претерпел и более серьезные изменения — в методологии. Уровень «воспринимаемой» коррупции (который оценивается минимум тремя авторитетными источниками по каждой стране) теперь берется только за тот год, в который составляется рейтинг. Так что отслеживать изменение позиций конкретных государств и делать более точные выводы об изменении уровня коррупции можно будет лишь после публикования исследования в будущем году.

Пока Россия делит одну строчку с такими государствами, как Казахстан, Иран, Гондурас и Гайана (дело в том, что многие страны набирают одинаковое количество «коррупционных баллов»). Из наших ближайших территориальных соседей, попавших в рейтинг, хуже ситуация обстоит лишь на Украине и в Киргизии. Также, для сравнения, Россия оказалась на самой нижней позиции по отношению к своим товарищам по БРИКС (ближе всех к нам Индия — 94-е место).

Впрочем, как признаются эксперты, на момент сбора информации для составления рейтинга еще не началась такая широкомасштабная кампания по борьбе с коррупцией во властных кругах. Имеется в виду и дело «Оборонсервиса», и преследования зам.министра регионального развития по делу о хищении на стройке объектов АТЭС, и многие другие, будоражащие политическую элиту в последнее время. «Надеемся, все это отразится в рейтинге будущего года», — говорит Панфилова.

В целом к перспективе заметного улучшения ситуации с коррупцией в России эксперт относится настороженно. Среди мнений тех, кто относится к последним событиям исключительно как к разборкам «кланов влияния», и тех, кто верит, что борьба с коррупцией перестала вестись только на словах, она выбирает золотую середину. При этом остаются вопросы: почему госорганы ограничиваются «конкретными фамилиями» вместо того, чтобы разбираться, как такое вообще могло происходить.

По ее словам, для этого целесообразным было бы создать при ведомствах общественные советы, которые включали бы таких людей, как Алексей Навальный: образованных и неравнодушных к родине. Или же привлечь к аудиту Открытое правительство.

Вопросы у экспертов также возникают к спешно принятым в этом году законам, «подрывающим доверие между властями и обществом». Например, «закону о митингах» или «иностранных агентах». «Ничего ощутимо плохого они пока не принесли», — говорят эксперты центра, но осадок остался.

Вообще мнения о перспективах борьбы с коррупцией в России среди представителей экспертной среды разнятся. Так, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая накануне заявила, что не видит в недавнем увеличении антикоррупционной активности со стороны властей ничего удивительного: «просто исполняются законы РФ» (см. «МК» от 5 ноября «Коррупционерам дадут на 10 лет больше»).

Побеседовавший с «МК» президент исследовательского центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский уверен, что ситуация будет только усугубляться.


Василий Миронов

 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Михаил ТУЛЬСКИЙ, президент исследовательского центра «Политическая аналитика»:

— Оценка Transparency International, конечно, адекватная. Причем коррупция во властных кругах будет только усугубляться.

Вот, например, «дело Минобороны» возникло не в связи с желанием бороться с коррупцией, а с желанием ее увеличить. Просто были два враждующих клана: Зубкова – Сердюкова и Чемезова – Иванова, которые боролись за деньги Минобороны.

Деньги между собой «пилят» каким образом? Сначала сдают предоплату, потом, когда подходит срок, продукция оказывается готовой только наполовину. И за нее требуется заплатить еще раз, чаще всего столько же. А так как дела ведомства абсолютно засекречены, никакой депутат не может узнать, что там происходит.

Но это не единственный пример. Такое происходит повсеместно. И вряд ли в ближайшем будущем изменится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру