Тему капремонта на встрече поднял лидер КПРФ Геннадий Зюганов: по его словам, перекладывать эти расходы на плечи граждан несправедливо. Напомним, что законопроект на эту тему прошел первое чтение в Госдуме. Согласно документу, будут введены обязательные взносы граждан на капремонт, размер которых установят регионы. Как ожидается, жильцов дома вынудят оплатить не менее 15% от стоимости работ. При этом законопроект увеличивает долю участия региональных бюджетов в капремонте с 30 до 35—70%.
Владимир Путин, согласившись с Зюгановым, призвал к справедливости: «Это не по-честному: когда-то раздали жилье в ненадлежащем состоянии, а сейчас говорят: «Теперь его ремонтируйте».
Однако в бюджете попросту нет денег на «восстановление справедливости», которого требует Путин. Вернее, имеющиеся средства государство предпочитает тратить не на разваливающиеся дома — что в очередной раз доказал новый бюджет. Ранее выделяемых государством денег не хватало даже на выборочный капремонт лифтов, крыш и т.п. Между тем недостающая сумма на капремонт оценивается чиновниками в 3,5 трлн руб. Во многих муниципалитетах потребность в капремонтах может втрое превышать их бюджет!
В итоге — чего будет стоить обещание сделать все «по-честному», если проблему в основном переложить на бюджеты регионов?
А тут еще и лишение такого важного источника доходов региональных бюджетов, как транспортный налог, отмену которого ВВП поддержал на той же встрече с лидерами фракций. Сумма, взимаемая в виде налога, «в перспективе» должна быть заложена в акцизы на бензин, считает он.
Этот ход также из разряда «восстановления справедливости». Более чем в ста странах мира дорожный налог просто включен в стоимость топлива. Что логично: какая разница, сколько в твоей машине «лошадей», если она стоит в гараже?
Но, опять же, поглядим на нюансы этой «справедливости». Правительство в 2009 году уже обещало отменить транспортный налог, взамен задрав акцизы на бензин на три рубля за литр (в течение трех же лет). Но странное дело: акциз был введен полностью, бензин подорожал, но налог никто не отменил. Более того, в ряде регионов он повышается — в частности, в Москве со следующего года примерно на 13% (в среднем 600 рублей на одного автовладельца).
Теперь, получается, пошли по второму кругу: отменим налог, переложив его в цену бензина? А ведь еще прошлое повышение акцизов, по подсчетам депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, прошло с запасом: «Чтобы возместить доходную часть бюджета в случае отмены налога, достаточно было повысить стоимость топлива на один рубль. А акцизы были подняты на 3 рубля».