Почему Сердюкова не взяли в «Технологи»

Злоба дня

Злоба дня
Рисунок Алексея Меринова

Друг, как известно, познается в беде, жена — в бедности, а муж — в декрете. А как познать истинную изнанку российской политической жизни? Очень просто. Для этого требуется всего два ингредиента — только что уволенный с позором недавний ключевой министр и молчание президента по его поводу.

Государственная корпорация «Ростехнологии» выступила в конце этой недели с шедевральным заявлением: «В связи с сообщениями СМИ о том, что Сердюков А.Э. якобы назначен на должность советника генерального директора госкорпорации «Ростехнологии», пресс-служба сообщает:

Каких-либо документов или иных официальных указаний, регламентирующих статус А.Э.Сердюкова как советника генерального директора или сотрудника госкорпорации «Ростехнологии», в настоящий момент не существует.

С 13 ноября сего года по настоящее время генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» С.В.Чемезов находится в командировке.

Таким образом, информация о назначении Сердюкова А.Э. на работу в госкорпорацию «Ростехнологии» не соответствует действительности».

Миллион извинений за то, что утомил вас этим скучным бюрократическим текстом. Но поверьте, я не зря назвал его шедевром. Не верите? Тогда перевожу его с птичьего языка чиновников на общепонятный.

Фраза «в настоящий момент» в первом пункте заявления позволяет трактовать его двояко. Его можно читать так: назначения Сердюкова к нам нет и не будет. А можно так: назначения Сердюкова к нам пока нет, но в будущем оно вполне может состояться. Таким образом боссы «Ростехнологий» страхуют себя на случай любого варианта развития событий — и дальнейшего карьерного краха Сердюкова, и его возвращения в фавор.

Пункт второй заявления — это так называемая «двойная страховка», или, если хотите, личная страховка верного путинского соратника Сергея Чемезова. Его следует читать так: я в командировке и поэтому ничего не знаю. Если что не так, то я не виноват. Это мои дураки-подчиненные напутали!

Пункт третий заявления — невидимый. На сайте «Ростехнологий» Сердюков по-прежнему значится в качестве председателя наблюдательного совета этой прелестной корпорации. Но в своем заявлении «Ростехнологии» предпочли «забыть» об этом факте.

Бывшему министру обороны еще никто не предъявлял официальных обвинений. С формальной точки зрения он на данный момент чист перед законом и обществом. Но для чиновников он уже зачумленный, человек, с которым вплоть до получения особого распоряжения лучше иметь как можно меньше общего.

Почему уважаемая российская государственная корпорация ведет себя таким образом? Потому что таковы правила политической игры в нашем государстве. Правила, которые кардинально отличаются от аналогичных норм, скажем, в США или Англии.

Вот, например, какую историю недавно поведал в британской «Гардиан» автор фундаментальной «Истории ФБР» Тим Вайнер. В июне 1972 года несколько неизвестных были пойманы с поличным при попытке незаконного проникновения в штаб-квартиру Демократической партии в отеле «Уотергейт» в Вашингтоне. И на следующий же день Дэниелу Бледисло, ответственному за расследование этого инцидента чиновнику ФБР среднего звена, позвонили из Белого дома.

«Вы знаете, кто я такой?» — спросил звонивший, назвав свою фамилию. «Да, вы руководитель аппарата президента США». — «Правильно. У меня указание от президента. ФБР приказано прекратить расследование». Бледисло молчал. «Вы слышали, что я вам сказал? — прогромыхали на другом конце трубки. — Вы прекратите расследование?» «Нет», — ответил агент.

Я вполне допускаю, что источник истории — почти наверняка сам Дэниел Бледисло — сильно приукрасил свое поведение. Но есть факты, которые невозможно опровергнуть: ФБР свое расследование уотергейтского скандала не прекратило. И в результате два года спустя президент США Ричард Никсон ушел в отставку.

На Западе разделение властей — не миф, а реальность. Президент США далеко не всегда может приказать директору ФБР. А в России подобное разделение — миф, в который вдобавок никто не верит.

Почему Сердюков болтается сейчас, фигурально выражаясь, между небом и землей? Потому, что наш «верховный жрец», великий ВВП, не дает никаких явных указаний о его судьбе. А все косвенные признаки носят противоречивый характер.

С одной стороны, государственное телевидение с деланным изумлением смакует все новые и скандальные подробности стиля жизни свиты экс-министра. С другой стороны, самого экс-министра следователи пока не трогают. Никто не знает: отдадут ли бывшего президентского любимца Сердюкова на растерзание волкам или признают невинной жертвой обмана со стороны своих ближних.

Вот и приходится чиновникам писать про Анатолия Эдуардовича лукавые пресс-релизы. А что поделаешь! Жизнь такая. Жизнь, в которой министр познается в отставке.

Сюжет:

Наследство Сердюкова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру